Содержание:
Кто такой ментор
Чем ментор полезен для бизнеса
Какие менторские программы предлагает Ассоциация Бизнес-репетитор
Механика менторских отношений
Критерии успешных менторских отношений
Бизнес в современных реалиях требует от управленцев, предпринимателей и просто деловых людей 100% внимания и сосредоточенности. Однако порой бывает так, что и внимание уделено и все факторы учтены, но всё равно не хватает взгляда со стороны или профессионального мнения. И в этой ситуации может помочь ментор. Кто это, чем они занимаются и как их деятельность помогает в личностном развитии и развитии бизнеса - подробно в этой статье.
Кто такой ментор
В общем смысле ментор - это воспитатель, наставник и учитель. Но в мире бизнеса и управления, он является скорее экспертом и профессионалом, нежели, чем учителем или воспитателем. Для бизнесменов и руководителей он выступает, в первую очередь, как эксперт в конкретных и точных сферах: управление, планирование, кадры, стратегии, инвестиции и т.д. Ментор - это признанный авторитет и опытнейший профессионал в конкретном выбранном направлении.
Кто может быть ментором? Чаще всего (но точно не всегда) это представитель высшего руководящего звена крупных предприятий. Он всегда имеет практический опыт работы в управлении и знает свое дело от А до Я.
Чем ментор полезен для бизнеса
В первую очередь такого рода профессионалы очень востребованы среди стартаперов и начинающих бизнесменов. Особенно острую потребность в нем испытывают те предприниматели и управленцы, которые привлекают для своего предприятия инвестиции, или те, кто только выходит на крупные рынки сбыта. Например, на маркетплейсы.
Эксперт по бизнесу, как человек с практическим опытом в конкретной сфере, точно понимает: на какие проекты, на какие стартапы, на какие инвестиции стоит обратить свое внимание, а на какие нет.
Роль таких деловых взаимоотношений в развитии стратегии управления предприятием хорошо отражает следующий пример. Все имена и названия изменены, история реальна.
В 2015 г. основатель сервиса по подбору исполнителей для любых задач WE DO Сергей Кравцов начал свое сотрудничество с ментором. Человек этот был опытный, в прошлом управляющий сетью прачечных по всей стране, а ныне инвестор и практикующий эксперт по бизнесу. Одновременно с этим Сергею Кравцовову было необходимо привлечь дополнительные инвестиции в своей проект. Нашелся инвестор, договор уже был подписан, но деньги почему-то не поступали на расчетный счет Сергея. Мотивируя свой отказ в переводе, инвестор постоянно менял условия и выдвигал свои требования. Тогда-то Сергей решил посоветоваться со своим экспертом. И тот сказал: “когда хотят дать денег - дают”. Одна простая, но очень емкая фраза помогла Сергею отказаться от бесперспективных деловых взаимоотношений.
Какой вывод можно сделать из этого? А то, что человек с опытом вовремя увидел в потенциальном инвесторе отсутствие заинтересованности. Он посоветовал стартаперу не продолжать сотрудничество и расторгнуть договор, тем самым спасая его от траты времени и открывая возможности для поиска новых, более заинтересованных и перспективных инвесторов.
Помимо стартаперов к таким услугам всё чаще и чаще прибегают высшее руководство департаментов HR. Работа с персоналом - это 50% успеха работы компании. И многие управленцы это понимают, поэтому и обращаются к опытным профессионалам. Чем он может помочь? Да, в общем-то, всем. Начиная от разработки должностной инструкции для менеджера по закупкам и заканчивая внедрением совершенной новой системы управления персоналом и корпоративной культуры.
Поскольку такой специалист имеет теоретические знания, подтвержденные практическим опытом их реализации, то его решения в различных бизнес-процессах и ситуациях не могут не приносить пользы бизнесу. Руководствуясь и опытом и знаниями в совокупности он помогает бизнесменам и управленцам принять в корне верные управленческие решения. Он уже “проживал” такие же ситуации в процессе своей профессиональной деятельности, и он знает, какие действия приведут к тем или иным последствиям.
Выступая в качестве аналитика, ментор помогает начинающему предпринимателю собрать и структурировать информацию о потребительском рынке, с которым собирается сотрудничать предприниматель.
Такого рода услуги нужны и тем, кто уже сам давно “в теме” и считается опытным руководителем. Всегда важен взгляд со стороны, всегда важна поддержка и ролевая модель другого успешного руководителя, у которого всё получилось.
Какие менторские программы предлагает Ассоциация Бизнес-репетитор:
1. Ментор по управлению (в том числе как карьерный консультант для топ-менеджеров). Помогает руководителям высшего звена максимально эффективно выстроить свою работу. Подсказывает и рассказывает, какие стратегии в работе будут полезны, каких направлений развития стоит придерживаться. Предоставляет подробный анализ ситуации, выявляет системные ошибки в управлении.
2. Ментор по soft skills. Помогает развивать управленцам и бизнесменам такие качества как: коммуникация, лидерство, общие деловые навыки, адаптивность, тайм-менеджмент, креативность, самоуправление и т.д. Выступает как профессионал-специалист в формировании профессиональных качеств руководителя. Помогает применять эти качества в практической деятельности. Анализирует профессиональное и деловое поведение бизнесмена и управленца в различных деловых ситуациях.
3. Ментор по узким деловым навыкам (маркетинг, продажи и т.д.). Оказывает помощь и поддержку по воплощению абстрактных идей в реальные деловые проекты. Помогает функциональным управленцам и бизнесменам развить в себе навыки, необходимые для организации роста продаж и выхода предприятия на новый уровень развития.
Механика менторских отношений
Взаимоотношения складываются из нескольких составляющих. Каждый элемент этих взаимоотношений оказывает различное воздействие на общий фон взаимодействия. Итак, из чего складывается это взаимодействие?
1. Теория. Экспертные знания носят в том числе теоретический характер. Например, ментор рассказывает о том, при помощи каких инструментов можно развить в себе те или иные деловые качества. Это может быть даже своеобразный список литературы (не обязательно книг, а статей, заметок, в том числе авторских) по саморазвитию и совершенствованию именно управленческих и деловых навыков. Кстати, дополнительный профит заключается в том, что эти знания передаются от эксперта с богатым опытом и действительно являются обширными и практическими.
2. Практическая часть. Практическая часть включает применение полученных решений уже на практике, в непосредственной деятельности управленца и/или бизнесмена.
3. Домашнее задание. Это может быть как работа над ошибками, так и задание попробовать самостоятельно найти решение той или иной проблемы. Или даже подготовка развернутого ответа на вопрос, который касается развития и управления бизнесом.
Критерии успешных менторских отношений
-
Доверие. Если вернуться к разговору именно о механике взаимоотношений, то доверие - это один из важнейших соединяющих механизмов. Если бизнесмен не доверяет профессионалу, то ко всем его решениям и советам он будет сразу настроен критически. Будет подвергать сомнению и стараться сделать всё по-своему. В таком случае позитивного опыта сотрудничества не получится.
-
Комфорт в общении. Обе стороны взаимоотношений работают совместно и слаженно. Благодаря своим знаниям и опыту ментор в той или иной форме передает их руководителю, бизнесмену, а тот уже применяет их на практике. Например, он проводит анализ системы взаимодействия руководителя с подчиненными, бизнесмена с партнерами и помогает определиться с тем, какие soft skills необходимо в дальнейшем улучшить, развить, а какие следует корректировать в правильном направлении. В дальнейшем уже руководитель принимает решение об их использовании.
-
Самостоятельность. Суть менторства - не делать за человека всю его работу. Это неправильно. Оптимальный вариант взаимодействия: управленец самостоятельно пытается найти решения возникшей перед ним задачи и варианты решения разбираются с ментором. Ведь опытный профессионал не всегда будет рядом, его полномочия определены только рамками действующего договора.
-
Обратная связь. Когда от ментора не исходит обратная связь, или она представляется в неком искаженном виде, то могут возникать догадки и неправильные выводы относительно своих решений. Наличие контакта и обмена информацией - это обязательное условие продуктивных деловых взаимоотношений.
-
Работа с прогрессом. В процессе менторства участники взаимоотношений должны вести учет достижений и неудач. Это помогает дать правильную и корректную итоговую оценку сотрудничества. Промежуточные итоги имеют такое же важное стратегическое значение, как и конечный результат. Они позволяют увидеть прогресс личностного и профессионального роста управленца в динамике.
-
Экологичность коммуникации. Она проявляется в том, что имеющий экспертные и глубокие знания управленец общается с другим управленцем или предпринимателем на равных, не превозносит себя и свои заслуги, не ставит себя в положение беспрекословного авторитета.
-
Результат. Здесь всё достаточно просто: достиг ли человек поставленных целей в процессе менторства? Если по итогам работы, например, выросли продажи, сократились расходы, получены новые контракты, привлечены инвестиции, повысился общий уровень квалификации персонала и т.д., то это говорит о том, что менторство прошло успешно и результативно.
Остались еще вопросы? Тогда записывайтесь на консультацию, и мы более подробно расскажем вам о менторстве в бизнесе, а также поможем найти эксперта именно для вас.