Виды компетенций руководителя
Личностные компетенции
Лидерские компетенции
Профессиональные и управленческие компетенции
Индикаторы проявления управленческих компетенций
Как развивать управленческие компетенции
Итоги
Представьте двух директоров по производству.
Первый - досконально знает, как работает его бизнес, и разбирается, чем отличается технология изготовления конфет с шоколадной начинкой от карамелек, а также круглые сутки “сторожит” станки и лично проверяет качество изготавливаемой продукции.
Второй - не обладает таким спектром знаний в конфетном производстве, но умеет задавать правильные вопросы, делегировать задачи и организовывать работу других сотрудников. И поэтому он с одинаковой эффективностью может управлять как конфетной фабрикой, так и заводом по изготовлению алюминиевых банок.
Чем отличаются эти двое? Что есть у второго управленца, чего нет у первого?
Компетенции руководителя - это набор личных, деловых и управленческих навыков, которые позволяют эффективно управлять бизнесом.
Подробнее о компетенциях руководителя расскажем в этой статье.
Виды компетенций руководителя
Успешный художник - не тот, кто хорошо знает свое ремесло и умеет рисовать с натуры. Это тот, кто не боится выражать свои идеи, пробует новаторские подходы и находится в постоянном поиске новых форм и сочетаний.
То же самое можно сказать и про сильного управленца: такой руководитель обладает огромным спектром компетенций в разных областях. Он одинаково хорошо умеет вести за собой людей, стратегически мыслить, управлять своими эмоциями и делегировать задачи другим, не переживая за качество исполнения.
Личностные, управленческие и профессиональные компетенции - фундамент сильного руководителя.
Личностные компетенции
Эффективный руководитель - сильная личность. Он мотивирует людей на результат, способен быстро принимать решения в стрессовых ситуациях и обладает дальновидностью. К качествам сильного руководителя относят:
-
Стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;
-
Адекватная самооценка и знание своих сильных и слабых сторон;
-
Амбициозность и желание развиваться;
-
Коммуникабельность и навыки экологичного общения/конструктивной критики;
-
Креативный/новаторский склад ума;
-
Лидерские качества.
Лидерские качества - одна из самых важных личностных компетенций управленца. Это то, что помогает сотрудникам “свернуть горы” ради своего лидера, верить ему несмотря ни на что и находить в себе силы делать невозможное в самые “тёмные” времена. О том, какими качествами обладает настоящий лидер, расскажем ниже.
Лидерские компетенции
Можно быть сильным управленцем, но не иметь харизмы. И наоборот - обладать внушительной энергетикой, но при этом не понимать основ управления бизнесом.
В чём разница?
В первом случае руководитель сможет построить автономную систему. Во втором - вдохновлять людей на подвиги, результат которых будет быстро улетучиваться. Потому что нет чётко описанных целей, стратегии и понимания, как управлять всем этим хаосом.
Поэтому идеально, когда есть и то, и другое. Ниже подробнее рассмотрим лидерские компетенции управленца, и из чего они состоят.
Харизматичность
Харизматичный лидер не боится быть непохожим на других, он верит в себя, владеет приёмами ораторского искусства и публичного выступления. Он излучает энергию и заряжает ею всех окружающих.
Благодаря этому качеству руководитель легко и непринужденно завоёвывает сердца своих подчинённых и создаёт атмосферу успеха в команде.
Умение убеждать и вести за собой
Если бы лидер компании обладал только харизматичностью, то его можно было бы сравнить со стендап-комиком, который также заряжает толпу и вызывает глубокую симпатию.
Умение использовать рациональные и эмоциональные аргументы, брать на себя ответственность, выявлять и использовать мотивы других людей, а также показывать личный пример - то, что позволяет сотрудникам довериться и идти за своим лидером.
Умение формировать команду единомышленников
Вряд ли самый крутой IT-специалист, предпочитающий код живому общению, сможет сформировать сильную замотивированную команду, которая пройдёт с ним и огонь, и воду, и медные трубы.
Настоящий лидер - это тот, кто умеет и любит общаться с людьми. К его мнению прислушиваются, но он не считает его единственным правильным. Такой руководитель ценит вклад каждого сотрудника и не забирает все лавры себе.
Умение оригинально и практично мыслить
Лидер команды - это новатор и консерватор одновременно. Творец и аналитик в одном лице. Он сочетает нестандартные решения с системным подходом, предпочитает мыслить нестереотипно и видит ситуацию в перспективе.
Такое качество позволяет руководителю находить выход в кризисной ситуации и вносить эффективные преобразования в работу компании.
Высокий уровень эмоционального интеллекта
Можно обладать яркой харизмой и умением убеждать людей, но при этом быть “человеком настроения” и тем, к кому лишний раз боятся зайти в кабинет. Управление бизнесом - это не самый спокойный и безмятежный процесс для собственника. Поэтому умение выявлять свои эмоции, экологично их проживать и управлять ими - важнейшее качество управленца, которое позволяет легко относиться к неудачам и быстро адаптироваться к переменам.
Профессиональные и управленческие компетенции
Профессиональные компетенции - набор знаний и навыков, присущих любому руководителю. К ним относятся:
-
Умение принимать решения
-
Понимание специфики компании
-
Навыки переговоров
-
Навыки целеполагания и тайм-менеджмента
-
Нацеленность на результат
-
Умение делегировать (не только задачи, но и принятие решений, а также ответственности)
-
Личная продуктивность
-
Постановка задач и организация работы сотрудников
Это компетенции, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы его сотрудники выполняли свою работу, не халтурили и достигали поставленных целей.
Если же говорить об управленческих компетенциях, то область их применения куда более масштабнее, нежели руководство тремя подчинёнными в одном кабинете.
К управленческим компетенциям относят:
-
Навыки стратегического мышления
-
Разработка эффективных решений
-
Развитое бизнес-мышление
-
Навыки управления персоналом и его развития
-
Навыки создания и управления корпоративной культурой
-
Навыки планирования
-
Навыки анализа результативности бизнес-процессов
Управленческие компетенции и их развитие позволяют не просто управлять своим кораблем, но и вести его по самому короткому, безопасному и наиболее эффективному курсу, сохраняя мотивацию подчинённых и их работоспособность.
Индикаторы проявления управленческих компетенций
Сильные управленческие компетенции собственника оказывают влияние на каждую сферу компании: от количества больничных отпусков и настроения подчинённых до показателей конкретных бизнес-процессов.
Всё, что происходит в вашем бизнесе - индикаторы сильных или слабых управленческих компетенций.
Чек-лист проверки компетенций
Чтобы понять, насколько хорошо они развиты, ответьте себе на несколько вопросов ниже.
-
❐ Хорошо ли понимают мои подчинённые задачи, которые я перед ними ставлю? Знают ли они самые эффективные способы их выполнения?
-
❐ Умеют ли мои сотрудники брать ответственность за результат?
-
❐ Как я понимаю, что все сотрудники придерживаются миссии компании?
-
❐ Каковы сильные и слабые стороны действующей бизнес-модели?
-
❐ Как я понимаю, что моя компания развивается? На какие показатели обращаю внимание?
-
❐ Как я понимаю, что текущие бизнес-процессы работают эффективно?
-
❐ Знаю ли я слабые и сильные стороны своих сотрудников, чтобы их правильно мотивировать?
-
❐ Как я понимаю, что обладаю авторитетом в компании?
-
❐ Легко ли адаптируюсь к переменам? Считаю ли я себя гибким человеком?
-
❐ Могу ли я доверять своим сотрудникам принимать решения самостоятельно?
-
❐ Как я понимаю, что правильно расставляю приоритеты?
-
❐ Как я понимаю, что принимаю эффективные решения?
Ответив на эти вопросы, вы сможете проанализировать свои профессиональные и управленческие компетенции, чтобы внести корректировки и при необходимости составить план развития более слабых качеств.
Как развивать управленческие компетенции
Если говорить о владельцах бизнесов, то мы не ошибёмся, если скажем, что это люди, в которых изначально лидерские компетенции проявлены довольно сильно: именно на них удаётся начать своё дело, собрать круг единомышленников и заразить окружающих своей идеей. Сильные лидерские качества помогают вырастить компанию до определённого уровня. Но для грамотного управления и дальнейшего масштабирования нужны уже совершенно другие знания и навыки, а именно - управленческие компетенции.
Как их развивать, чтобы превратить своё дело в управляемый бизнес, поговорим ниже.
Способ 1: найти наставника
Невозможно научиться пению, рисованию или спортивной гимнастике без тренера. Как и высшему пилотажу в менеджменте. Только на практике, наблюдая и перенимая опыт более продвинутого специалиста, можно научиться “новым трюкам”. Хороший наставник поможет внедрить полученные теоретические знания и укажет на ошибки.
Выберите наставника из тех, чьи управленческие компетенции вас вдохновляют или из тех, кто прошел похожий путь.
Способ 2: обратная связь от коллег и клиентов
Чтобы иметь объективное представление о своих управленческих навыках, не стесняйтесь просить обратную связь от своих подчинённых и клиентов. Это не только поможет выстроить более доверительные отношения, но и поможет беспристрастно взглянуть на свои слабые места.
Способ 3: самообразование
Хороший управленец учится днём и ночью. “Я и так всё знаю” - мышление того, кто сильно ограничивает себя и теряет возможности. Самообразование отлично сочетается с работой в тандеме с наставником.
Способ 4: публичные выступления
Отличный способ, чтобы научиться управлять вниманием аудитории и развивать собственную харизму. Публичные выступления помогают избавиться от психологических комплексов, которым часто подвержены начинающие управленцы.
Способ 5: специальное обучение управленческим компетенциям
Пожалуй, в настоящее время трудно встретить владельца бизнеса с сильными управленческими компетенциями, который не получил бы образование в данной сфере. Различные курсы управления и программы развития управленческих компетенций - то, что поможет быстро структурировать и усвоить новую информацию, применив её на практике.
Если в вопросах управления вы действуете чаще всего по наитию и в целом чувствуете “пробелы” в знаниях, воспользуйтесь вышеописанными способами - несколькими или всеми сразу. Работа с наставником или профессиональное обучение - выбирая свой способ, ориентируйтесь на то, что для вас эффективнее и в каком формате для вас комфортнее воспринимать и усваивать новую информацию.
Итоги
Нет такого управленца, который изначально бы обладал всеми качествами лидера и профессиональными компетенциями.
Не существует успешного собственника бизнеса, который никогда бы не учился и не начинал всё заново.
Важно понимать, что грамотное управление бизнесом напрямую зависит от ваших качеств и навыков, которые можно и нужно развивать. Освоение управленческих компетенций, их развитие и применение на практике - залог эффективных бизнес-процессов, сильной преданной команды и светлого будущего вашей компании.