Бизнес-Репетитор
Telegram Whatsapp TenChat
+7 (495) 505-50-93
+7 (969) 199 67 99
Заказать звонок
Консалтинг
Рекрутинг
Наставничество
Программы
Статьи
О компании
Поиск
Вопрос-ответ
    Консалтинг
    Рекрутинг
    Наставничество
    Программы
    Статьи
    О компании
    Поиск
    Вопрос-ответ
      Telegram Whatsapp Позвонить
      Заказать звонок
      Бизнес-Репетитор
      Telegram Whatsapp TenChat Позвонить
      • Консалтинг
      • Рекрутинг
      • Наставничество
      • Программы
      • Статьи
      • О компании
      • Поиск
      • Вопрос-ответ
      • +7 (495) 505-50-93
        • Назад
        • Телефоны
        • +7 (495) 505-50-93
        • +7 (969) 199 67 99
        • Заказать звонок
      Адрес: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36
      info@biznes-repetitor.ru
      • Главная
      • Статьи
      • Управление бизнесом
      • Компетенции руководителя и их виды

      Компетенции руководителя и их виды

      7 марта 2024 15:04
      // Управление бизнесом
      Компетенции руководителя и их виды

      В статье представлен анализ различных компетенций, необходимых руководителю для эффективной работы. Обсуждаются личностные, лидерские и профессиональные компетенции, а также индикаторы, показывающие уровень развития управленческих компетенций.

      В заключение предлагается чек-лист для оценки и план развития управленческих компетенций.

      Виды компетенций руководителя
          Личностные компетенции
              Лидерские компетенции
          Профессиональные и управленческие компетенции
              Индикаторы проявления управленческих компетенций
      Как развивать управленческие компетенции
      Итоги

      Представьте двух директоров по производству.

      Первый - досконально знает, как работает его бизнес, и разбирается, чем отличается технология изготовления конфет с шоколадной начинкой от карамелек, а также круглые сутки “сторожит” станки и лично проверяет качество изготавливаемой продукции. 

      Второй - не обладает таким спектром знаний в конфетном производстве, но умеет задавать правильные вопросы, делегировать задачи и организовывать работу других сотрудников. И поэтому он с одинаковой эффективностью может управлять как конфетной фабрикой, так и заводом по изготовлению алюминиевых банок.

      Чем отличаются эти двое? Что есть у второго управленца, чего нет у первого? 

      Компетенции руководителя - это набор личных, деловых и управленческих навыков, которые позволяют эффективно управлять бизнесом.
      Подробнее о компетенциях руководителя расскажем в этой статье.

      Виды компетенций руководителя

      Успешный художник - не тот, кто хорошо знает свое ремесло и умеет рисовать с натуры. Это тот, кто не боится выражать свои идеи, пробует новаторские подходы и находится в постоянном поиске новых форм и сочетаний.

      То же самое можно сказать и про сильного управленца: такой руководитель обладает огромным спектром компетенций в разных областях. Он одинаково хорошо умеет вести за собой людей, стратегически мыслить, управлять своими эмоциями и делегировать задачи другим, не переживая за качество исполнения.

      Личностные, управленческие и профессиональные компетенции - фундамент сильного руководителя.

      Личностные компетенции

      Эффективный руководитель - сильная личность. Он мотивирует людей на результат, способен быстро принимать решения в стрессовых ситуациях и обладает дальновидностью. К качествам сильного руководителя относят:

      • Стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность;

      • Адекватная самооценка и знание своих сильных и слабых сторон;

      • Амбициозность и желание развиваться;

      • Коммуникабельность и навыки экологичного общения/конструктивной критики;

      • Креативный/новаторский склад ума;

      • Лидерские качества.

      Лидерские качества - одна из самых важных личностных компетенций управленца. Это то, что помогает сотрудникам “свернуть горы” ради своего лидера, верить ему несмотря ни на что и находить в себе силы делать невозможное в самые “тёмные” времена. О том, какими качествами обладает настоящий лидер, расскажем ниже.

      Лидерские компетенции

      Можно быть сильным управленцем, но не иметь харизмы. И наоборот - обладать внушительной энергетикой, но при этом не понимать основ управления бизнесом.
      В чём разница?
      В первом случае руководитель сможет построить автономную систему. Во втором - вдохновлять людей на подвиги, результат которых будет быстро улетучиваться. Потому что нет чётко описанных целей, стратегии и понимания, как управлять всем этим хаосом.
      Поэтому идеально, когда есть и то, и другое. Ниже подробнее рассмотрим лидерские компетенции управленца, и из чего они состоят.

      Харизматичность
      Харизматичный лидер не боится быть непохожим на других, он верит в себя, владеет приёмами ораторского искусства и публичного выступления. Он излучает энергию и заряжает ею всех окружающих.
      Благодаря этому качеству руководитель легко и непринужденно завоёвывает сердца своих подчинённых и создаёт атмосферу успеха в команде.

      Умение убеждать и вести за собой
      Если бы лидер компании обладал только харизматичностью, то его можно было бы сравнить со стендап-комиком, который также заряжает толпу и вызывает глубокую симпатию. 
      Умение использовать рациональные и эмоциональные аргументы, брать на себя ответственность, выявлять и использовать мотивы других людей, а также показывать личный пример - то, что позволяет сотрудникам довериться и идти за своим лидером.

      Умение формировать команду единомышленников
      Вряд ли самый крутой IT-специалист, предпочитающий код живому общению, сможет сформировать сильную замотивированную команду, которая пройдёт с ним и огонь, и воду, и медные трубы. 
      Настоящий лидер - это тот, кто умеет и любит общаться с людьми. К его мнению прислушиваются, но он не считает его единственным правильным. Такой руководитель ценит вклад каждого сотрудника и не забирает все лавры себе. 

      Умение оригинально и практично мыслить
      Лидер команды - это новатор и консерватор одновременно. Творец и аналитик в одном лице. Он сочетает нестандартные решения с системным подходом, предпочитает мыслить нестереотипно и видит ситуацию в перспективе. 
      Такое качество позволяет руководителю находить выход в кризисной ситуации и вносить эффективные преобразования в работу компании.

      Высокий уровень эмоционального интеллекта
      Можно обладать яркой харизмой и умением убеждать людей, но при этом быть “человеком настроения” и тем, к кому лишний раз боятся зайти в кабинет. Управление бизнесом - это не самый спокойный и безмятежный процесс для собственника. Поэтому умение выявлять свои эмоции, экологично их проживать и управлять ими - важнейшее качество управленца, которое позволяет легко относиться к неудачам и быстро адаптироваться к переменам.

      Профессиональные и управленческие компетенции

      Профессиональные компетенции - набор знаний и навыков, присущих любому руководителю. К ним относятся:

      • Умение принимать решения

      • Понимание специфики компании

      • Навыки переговоров

      • Навыки целеполагания и тайм-менеджмента

      • Нацеленность на результат

      • Умение делегировать (не только задачи, но и принятие решений, а также ответственности)

      • Личная продуктивность

      • Постановка задач и организация работы сотрудников

      Это компетенции, которыми должен обладать любой руководитель, чтобы его сотрудники выполняли свою работу, не халтурили и достигали поставленных целей.

      Если же говорить об управленческих компетенциях, то область их применения куда более масштабнее, нежели руководство тремя подчинёнными в одном кабинете. 

      К управленческим компетенциям относят:

      • Навыки стратегического мышления

      • Разработка эффективных решений

      • Развитое бизнес-мышление

      • Навыки управления персоналом и его развития

      • Навыки создания и управления корпоративной культурой

      • Навыки планирования 

      • Навыки анализа результативности бизнес-процессов

      Управленческие компетенции и их развитие позволяют не просто управлять своим кораблем, но и вести его по самому короткому, безопасному и наиболее эффективному курсу, сохраняя мотивацию подчинённых и их работоспособность.

      Индикаторы проявления управленческих компетенций

      Сильные управленческие компетенции собственника оказывают влияние на каждую сферу компании: от количества больничных отпусков и настроения подчинённых до показателей конкретных бизнес-процессов. 
      Всё, что происходит в вашем бизнесе - индикаторы сильных или слабых управленческих компетенций.

      Чек-лист проверки компетенций
      Чтобы понять, насколько хорошо они развиты, ответьте себе на несколько вопросов ниже.

      • ❐ Хорошо ли понимают мои подчинённые задачи, которые я перед ними ставлю? Знают ли они самые эффективные способы их выполнения?

      • ❐ Умеют ли мои сотрудники брать ответственность за результат?

      • ❐ Как я понимаю, что все сотрудники придерживаются миссии компании?

      • ❐ Каковы сильные и слабые стороны действующей бизнес-модели?

      • ❐ Как я понимаю, что моя компания развивается? На какие показатели обращаю внимание?

      • ❐ Как я понимаю, что текущие бизнес-процессы работают эффективно?

      • ❐ Знаю ли я слабые и сильные стороны своих сотрудников, чтобы их правильно мотивировать?

      • ❐ Как я понимаю, что обладаю авторитетом в компании?

      • ❐ Легко ли адаптируюсь к переменам? Считаю ли я себя гибким человеком?

      • ❐ Могу ли я доверять своим сотрудникам принимать решения самостоятельно?

      • ❐ Как я понимаю, что правильно расставляю приоритеты?

      • ❐ Как я понимаю, что принимаю эффективные решения?

      Ответив на эти вопросы, вы сможете проанализировать свои профессиональные и управленческие компетенции, чтобы внести корректировки и при необходимости составить план развития более слабых качеств. 

      Как развивать управленческие компетенции

      Если говорить о владельцах бизнесов, то мы не ошибёмся, если скажем, что это люди, в которых изначально лидерские компетенции проявлены довольно сильно: именно на них удаётся начать своё дело, собрать круг единомышленников и заразить окружающих своей идеей. Сильные лидерские качества помогают вырастить компанию до определённого уровня. Но для грамотного управления и дальнейшего масштабирования нужны уже совершенно другие знания и навыки, а именно - управленческие компетенции.
      Как их развивать, чтобы превратить своё дело в управляемый бизнес, поговорим ниже.

      Способ 1: найти наставника
      Невозможно научиться пению, рисованию или спортивной гимнастике без тренера. Как и высшему пилотажу в менеджменте. Только на практике, наблюдая и перенимая опыт более продвинутого специалиста, можно научиться “новым трюкам”. Хороший наставник поможет внедрить полученные теоретические знания и укажет на ошибки. 
      Выберите наставника из тех, чьи управленческие компетенции вас вдохновляют или из тех, кто прошел похожий путь.

      Способ 2: обратная связь от коллег и клиентов
      Чтобы иметь объективное представление о своих управленческих навыках, не стесняйтесь просить обратную связь от своих подчинённых и клиентов. Это не только поможет выстроить более доверительные отношения, но и поможет беспристрастно взглянуть на свои слабые места. 

      Способ 3: самообразование
      Хороший управленец учится днём и ночью. “Я и так всё знаю” - мышление того, кто сильно ограничивает себя и теряет возможности. Самообразование отлично сочетается с работой в тандеме с наставником.

      Способ 4: публичные выступления
      Отличный способ, чтобы научиться управлять вниманием аудитории и развивать собственную харизму. Публичные выступления помогают избавиться от психологических комплексов, которым часто подвержены начинающие управленцы.

      Способ 5: специальное обучение управленческим компетенциям
      Пожалуй, в настоящее время трудно встретить владельца бизнеса с сильными управленческими компетенциями, который не получил бы образование в данной сфере. Различные курсы управления и программы развития управленческих компетенций - то, что поможет быстро структурировать и усвоить новую информацию, применив её на практике. 

      Если в вопросах управления вы действуете чаще всего по наитию и в целом чувствуете “пробелы” в знаниях, воспользуйтесь вышеописанными способами - несколькими или всеми сразу. Работа с наставником или профессиональное обучение - выбирая свой способ, ориентируйтесь на то, что для вас эффективнее и в каком формате для вас комфортнее воспринимать и усваивать новую информацию. 

      Итоги

      Нет такого управленца, который изначально бы обладал всеми качествами лидера и профессиональными компетенциями. 
      Не существует успешного собственника бизнеса, который никогда бы не учился и не начинал всё заново. 

      Важно понимать, что грамотное управление бизнесом напрямую зависит от ваших качеств и навыков, которые можно и нужно развивать. Освоение управленческих компетенций, их развитие и применение на практике - залог эффективных бизнес-процессов, сильной преданной команды и светлого будущего вашей компании. 


      Поделиться:


      Программы и услуги
      Назад к списку Следующая статья
      Категории
      • Бизнес-статьи6
      • Управление бизнесом28
      • Стратегия развития бизнеса2
      • Систематизация бизнеса7
      • Масштабирование бизнеса2
      • О наставничестве6
      • Управление персоналом15
      • Партнёрство11
      • Личностное развитие16
      • Коммуникация3
      • Личная эффективность4
      • Маркетинг1
      • Полезное28
      • Притчи4
      Это интересно
      • Неделя с Бизнес-ассистентом — до и после
        5 апреля 2025
      • Управленческий консалтинг и рост компаний: что среднему бизнесу нужно делать прямо сейчас
        14 июля 2024
      • Отличие «Своего дела» от «Бизнеса»
        3 июля 2024
      • Тайм-менеджмент как стиль руководства
        11 апреля 2024
      • Анализ бизнес-управления
        10 апреля 2024
      • Бирюзовые организации
        7 апреля 2024
      • Бизнес-консультация: инструменты и методики для повышения эффективности
        5 апреля 2024
      • Диагностика бизнеса (аудит управления)
        29 марта 2024
      • Обучение MBA
        27 марта 2024
      • Делегирование
        14 марта 2024
      Максим Платонов
      Михаил Платонов
      Эксперт-наставник

      Выбираете оптимальную программу?
      Оставьте заявку, поделимся бизнес-решением.

      +7 (495) 505-50-93
      Людмила Аксенова
      Людмила Аксенова
      Эксперт-наставник

      Выбираете оптимальную услугу?
      Оставьте запрос, поделимся опытом.

      +7 (969) 199-67-99
      Наши контакты

      +7 (495) 505-50-93
      +7 (969) 199 67 99
      Заказать звонок >
      Адрес: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36
      info@biznes-repetitor.ru
      © 2003-2025 Ассоциация «Бизнес-репетитор»
      Чат с менеджером
      Позвонить Whatsapp Telegram