Бизнес-Репетитор

Управленческий консалтинг

+7 (495) 505-50-93
Заказать звонок
О нас
  • О нас
  • О наставничестве
    • О наставничестве АБР
    • Для кого наставники АБР
    • Виды наставничества АБР
    • Цели наставничества АБР
    • Наш подход наставничества (АБР)
    • Интервью с наставником АБР
  • Эксперты
  • Партнеры
  • Отзывы
  • Вопрос-ответ
  • Контакты
Программы
Услуги
Бизнес-роли
Бизнес-модель Будущего
От Своего дела к Бизнесу
Масштабирование
Статьи
Отзывы
    О нас
    • О нас
    • О наставничестве
      • О наставничестве АБР
      • Для кого наставники АБР
      • Виды наставничества АБР
      • Цели наставничества АБР
      • Наш подход наставничества (АБР)
      • Интервью с наставником АБР
    • Эксперты
    • Партнеры
    • Отзывы
    • Вопрос-ответ
    • Контакты
    Программы
    Услуги
    Бизнес-роли
    Бизнес-модель Будущего
    От Своего дела к Бизнесу
    Масштабирование
    Статьи
    Отзывы
      Бизнес-Репетитор
      • О нас
        • Назад
        • О нас
        • О нас
        • О наставничестве
          • Назад
          • О наставничестве
          • О наставничестве АБР
          • Для кого наставники АБР
          • Виды наставничества АБР
          • Цели наставничества АБР
          • Наш подход наставничества (АБР)
          • Интервью с наставником АБР
        • Эксперты
        • Партнеры
        • Отзывы
        • Вопрос-ответ
        • Контакты
      • Программы
      • Услуги
      • Бизнес-роли
      • Бизнес-модель Будущего
      • От Своего дела к Бизнесу
      • Масштабирование
      • Статьи
      • Отзывы
      • +7 (495) 505-50-93
      Адрес: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36
      info{@}biznes-repetitor.ru
      • Вконтакте
      • Telegram
      • Google Plus
      • Главная
      • Статьи
      • Моделирование бизнес-процессов

      Моделирование бизнес-процессов

      19 июля 2023 12:19
      // Систематизация бизнеса
      Моделирование бизнес-процессов

      Чтобы определить слабые места вашего бизнеса и узнать, чем на самом деле занимаются ваши сотрудники на рабочем месте, займитесь моделированием бизнес-процессов.

      Моделирование бизнес-процессов — это подробное описание существующих процессов и формализация требований к их выполнению. Все сотрудники вашей компании описывают что, как и для чего они делают, обозначают этапы своей работы и конечный результат. 

      Этапы моделирования

      Для моделирования бизнес-процессов используют несколько подходов. Самые распространенные: функциональный и процессный.

      При функциональном подходе описывается нужный результат и ресурсы, которые задействованы для его достижения, без учёта последовательных действий.

      Используя процессный подход, описывается алгоритм последовательных действий, необходимых для достижения результата. Такой подход наиболее точно показывает всю картину происходящего в вашей компании: чем заняты сотрудники, в какой момент передаётся заявка, почему счета оплачиваются неделями, вместо двух дней.

      Моделирование бизнес-процессов можно разбить на несколько основных этапов:

      • Построение текущей модели бизнес-процессов. Необходимо описать всё, что происходит в вашей компании, максимально честно;

      • Анализ – подробное изучение процессов. Определите слабые места процессов, где есть дублирующие операции, где халатное отношение, а где “косяки” сотрудников из-за постоянного выгорания;

      • Разработка оптимальной модели бизнес-процессов на основе проведённого анализа. Представьте себе всё тот же процесс, но уже без всех тех “слепых зон”, о существовании которых вы даже не догадывались;

      • Внедрение и тестирование новой модели бизнес-процесса. Перед этим стоит пообщаться с вашими сотрудниками, не пугать их немедленным внедрением, а объяснить, что всё это нужно не только компании, но и им самим.

      Кто занимается моделированием?

      В небольшой компании это делает сам собственник, потому что он знает всё о своих бизнес-процессах и занимается лично практически всем и сразу - пинает рабочих на производстве, обзванивает клиентов, доставляет продукцию. Если же говорить о среднем и крупном бизнесе, где собственник не участвует в своих бизнес-процессах, то для моделирования лучше пригласить руководителей и ключевых сотрудников.

      Как проводить анализ бизнес-процессов

      Анализ бизнес-процессов - изучение описанных бизнес-процессов и поиск того, что нужно исправить. Регулярный анализ показывает, что, например, было 3 месяца назад, и какова ситуация сейчас.

      Например, в вашей типографии изготавливаемый материал часто выходит с браком из-за того, что подготовкой к печати занимается дизайнер, у которого очень высокая нагрузка. Вы наняли для него младшего помощника, но после анализа данного процесса спустя 3 месяца выяснили, что брак никуда не ушёл. Значит дело вовсе не в высокой нагрузке специалиста, и нужно снова что-то менять. 

      SWOT-анализ бизнес-процессов

      Один из самых популярным инструментов для анализа сильных и слабых сторон, а также поиска решений для улучшений, является SWOT-анализ. Этот метод применим ко всему - новому проекту или продукту, бизнес-процессу, анализу компании в целом.

      Разделите лист бумаги или доску на 4 части и в каждой из них напишите: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы.

      Например, вы описываете бизнес-процесс клиентского обслуживания. В сильных сторонах могут быть: квалифицированные кадры, высокая степень автоматизации, крутой руководитель отдела.

      Описывая слабые стороны, отмечайте всё, включая мелочи: после запуска рекламы менеджеры не справляются с объёмом и теряют заявки, отсутствует качественное обучение новичков, нет должностных инструкций.

      В двух других “квадратиках” опишите возможности и угрозы. Какие риски могут повлечь за собой описанные слабые стороны бизнес-процесса? Потеря клиентов из-за долгой обработки заявок? Снижение оборотов? Слив рекламного бюджета “в трубу”?

      Описывая возможности, ещё раз изучите сильные стороны бизнес-процесса и добавьте в “квадратик” все выгоды, которые можно из них извлечь. Что даёт бизнес-процессам сильный руководитель? Возможность создать систему наставничества в отделе, повышение эффективности работы? Опишите всё так же подробно.

      Результатом такого анализа бизнес-процессов будет отчёт с прогнозами изменений, которые улучшат ситуацию и помогут эффективнее достигать поставленных целей бизнес-процесса.

      Моделирование бизнес-процессов для оптимизации

      Это любое изменение процесса, которое даёт положительный эффект: сокращение времени на выполнение какой-либо задачи, экономия средств, улучшение качества самого процесса.

      Например, чтобы менеджеру во время общения с клиентом по телефону не приходилось лично идти на склад и проверять наличие товара, во многих компаниях используется электронная система учёта. Это тоже инструмент оптимизации, который позволяет экономить время. 

      Иногда оптимизацией может быть и сокращение сотрудников - например, вы приобрели новое высокотехнологичное оборудование для вашего производства, а от старого избавились. И если для работы со старым у вас имелась отдельная должность, например, отладчика, то теперь она уже неактуальна.

      Как понять, что пора провести оптимизацию бизнес-процессов?

      • Рутинные задачи у сотрудников занимают не меньше трети рабочего времени;

      • Нет качественного контроля и непонятно, кто чем занимается;

      • Количество негативных отзывов растёт с каждым днём;

      • В технологических/производственных процессах количество брака выросло;

      • В компании нет показателей эффективности и непонятно, как оценивать работу менеджеров;

      • Время на выполнение привычных задач также выросло;

      • Штат компании растёт, а показатели на том же уровне, что и раньше.

      Как моделировать бизнес-процессы

      Для построения схем бизнес-процессов вам очень поможет Business Process Model and Notation (BPMN) - система условных обозначений и их описания. Использование BPMN обладает рядом преимуществ:

      • Универсальность, благодаря чему можно описать даже самые сложные и специфические процессы;

      • Схемы в нотации BPMN компактны и интуитивно понятны;

      • Система позволяет выявить узкие места в бизнесе: если в процессе слишком много действий, они путаются или обрываются.

      Вот несколько примеров условных обозначений BPMN, которые упростят процесс моделирования:

      1. Вход бизнес-процесса - это начальное действие или событие. Например, попадание заявки на почту или в CRM. Выход - логический исход, то есть заключение сделки и получение оплаты. Можно придумать несколько точек входы и выхода для разных вариантов одного и того же события.

      2. Используйте разные блоки (квадрат, овал, круг) для обозначения разных сущностей: событие (например, регистрация нового лида), действие или операция (отправка клиенту сообщения), шлюзы и логические цепочки для разветвления блок-схемы, которые оказывают влияние на результат (например, если клиент сказал, что подумает, и тут есть два дальнейших финала). 

      Такая схема может выглядеть следующим образом: Заявка отправлена на почту => Менеджер связался с клиентом по телефона => Клиент сказал, что подумает и перезвонит => Разветвление блок-схемы: что делать, если клиент перезвонил, и что делать, если клиент не перезвонил.

      Указывайте в блок-схемах, кто из участников отвечает за данный процесс, а также список необходимых документов для совершения операции.

      Также для визуального моделирования можно использовать графические редакторы, майнд-карты или профессиональные приложения. Графические редакторы: Miro, Figma, Adobe Photoshop. Майнд-карты: Xmind, Diagrams, MindManager. Профессиональные программы для создания блок-схем бизнес-процессов: Bizagi Process Modeler,  Aris Express, Business Studio.

      Итоги

      Моделирование бизнес-процессов и их последующая оптимизация имеет множество преимуществ для компаний. Некоторые из них:

      1. Сокращение затрат на производство, персонал, рекламу и другие аспекты бизнеса;

      2. Увеличение эффективности бизнес-процессов и снижение вероятности ошибок и задержек;

      3. Улучшение качества продукции и услуг;

      4. Большая гибкость: компания может быстро адаптироваться к изменениям на рынке и в потребительских запросах;

      5. Повышение конкурентоспособности.

      Кроме этого, моделирование, анализ и оптимизация помогают улучшить коммуникацию как внутри компании, так и с клиентами, что, в свою очередь, приводит к большей точности и своевременности принятых решений.


      Программы и услуги
      Описание Бизнес-ролей
      Описание Бизнес-ролей
      Бизнес-модель Будущего
      Бизнес-модель Будущего
      Назад к списку Следующая статья
      Категории
      • Управление бизнесом23
      • Стратегия развития бизнеса2
      • Систематизация бизнеса7
      • Масштабирование бизнеса1
      • О наставничестве6
      • Управление персоналом9
      • Партнёрское соглашение6
      • Личностное развитие17
      • Коммуникация3
      • Личная эффективность5
      • Маркетинг1
      • Притчи4
      Это интересно
      • Описание бизнес-процессов
        Описание бизнес-процессов
        11 июля 2023
      • Бизнес-модель организации
        Бизнес-модель организации
        12 июня 2023
      • Организационная структура бизнеса
        Организационная структура бизнеса
        7 июня 2023
      • Систематизация бизнеса
        Систематизация бизнеса
        12 мая 2023
      • Как перейти к управлению бизнесом, а не делать всё самому?
        Как перейти к управлению бизнесом, а не делать всё самому?
        20 апреля 2023
      • HR Бизнес Партнёр
        HR Бизнес Партнёр
        12 января 2022
      Облако тегов
      soft skills бизнес гибкие навыки коммуникативные навыки окружение планирование саморазвитие упорство управление успех цель

      Вступайте в наш Телеграмм канал

      Обсуждаем управление
      Иван Платонов
      Иван Платонов
      Менеджер

      Затрудняетесь в выборе программы?
      Позвоните нам. Мы проконсультируем вас

      +7 (495) 505-50-93
      Услуги
      Подбор и адаптация бизнес-ассистентов
      Ментор
      Бизнес-наставник
      Бизнес-разбор
      Партнёрское соглашение
      Программы
      Бизнес-роли
      Бизнес Модель Будущего
      Масштабирование бизнеса
      От своего дела к Бизнесу
      Управление бизнесом
      Обучение Бизнеса-ассистентов
      Информация
      Наставничество
      Оферта
      Контакты
      Статьи
      Обучение в рассрочку
      Наши контакты

      +7 (495) 505-50-93
      Заказать звонок >
      Адрес: Москва, ул. Большая Новодмитровская, 36
      info{@}biznes-repetitor.ru
      Оставайтесь на связи
      • Подписывайтесь на наш telegram канал
      • Активный чат telegram, обсуждаем Бизнес-модель Будущего
      • Группа ВКонтакте
      © 2003-2023 Ассоциация «Бизнес-репетитор»