Структурирование бизнеса
Функции организационной структуры бизнеса
Модели организационной структуры бизнеса
Построение организационной структуры бизнеса
Итоги
Басня о лебеде, раке и щуке - наглядная метафора компании, где отсутствует организационная структура. Каждый занимается тем, что считает важным, никто никому не подчиняется, нет иерархии, общей цели, порядка и системы.
Организационная структура бизнеса - это схема, глядя на которую можно сразу понять, кто у кого находится в подчинении, кто за что отвечает, за кем остаётся последнее слово при принятии решений, какие задачи выполняются отдельными звеньями цепочки. И, главное, организационная структура бизнеса даёт понять, какую цель поставила перед собой компания.
Структура есть в любой организации, даже если никто её не создавал - она возникла сама по себе и существует автономно. Например, в небольших компаниях, где отсутствуют должностные инструкции и системы иерархии.
Структурирование бизнеса
Из чего состоит организационная структура компании:
-
Лица, принимающие решения. Это либо группа руководителей, либо единственное лицо.
-
Уровни в компании. Это отделы, которые занимают разные ступени в организации, между которыми есть вертикальные и горизонтальные связи. На верхушке иерархии находится генеральный директор или совет директоров, которыми формируется общая цель и стратегия, на среднем уровне - руководители подразделений, которые реализуют стратегию и принимают оперативные решения. К низшему уровню относят рядовых сотрудников, которые выполняют поставленные задачи.
-
Нормы и правила. Регламенты взаимодействия, которые зафиксированы в документах.
-
Распределение ответственностей и обязанностей. То, что прописано в должностных инструкциях.
-
Связи и взаимодействия. То, благодаря чему компания работает как единый живой организм.
Ниже в этой статье мы разберём, какие функции выполняет организационная структура, какие модели существуют и как её построить для своего бизнеса.
Функции организационной структуры бизнеса
Главная задача организационной структуры бизнеса - выстроить эффективную работу всех его элементов. Чтобы каждый сотрудник понимал, что его основная задача - не остаться в живых к окончанию рабочего дня, а совершать конкретные действия, которые приближают компанию к достижению главной цели.
Функции организационной структуры:
-
Формирование направления. Не зная, куда собирается плыть корабль, достичь суши будет довольно сложно. Наличие вектора помогает пережить кризисные времена и обойти конкурентов.
-
Порядок и простота принятия решений. Становится понятно, кто берёт на себя ответственность и кто принимает решения.
-
Преодоление конфликтов и разногласий. При прозрачной структуре конфликты устраняются легче, можно быстро найти того, кто “накосячил”, и исправить ошибку.
-
Снижение “текучки”. При наличии организационной структуры сотрудники видят перспективы своего карьерного роста и возможности для своего развития.
-
Показывает “дыры” в кадрах. Структура компании помогает определить, какие задачи не закрываются и каких должностей не хватает.
Структура бизнеса - это надёжный каркас, без которого бизнес развалится как карточный домик. О том, какие модели организационной структуры бывают, рассказываем ниже.
Модели организационной структуры бизнеса
Выбор модели организационной структуры напрямую зависит от вида деятельности компании, её бизнес-модели, является ли компания “красной” или “бирюзовой”, а также от большинства других факторов. Например, модель, подходящая IT-стартапу, не подойдет компании по производству автомобильных запчастей, и наоборот.
Линейная модель
Подходит для маленьких компаний. В этом случае организационная структура компании представляет собой цепочку, состоящую из различных звеньев: генеральный директор управляет всем, ему подчиняются руководители, которым подчиняются рядовые сотрудники.
Из плюсов можно отметить хорошую дисциплину и ясность при распределении обязанностей.
Минусы: перегруженность собственника и высокая вероятность допустить ошибку в ходе принятия решений из-за дефицита времени.
Функциональная модель
Эта модель, при которой функции и компетенции распределяются по отделам. К плюсам относятся: понятная схема подчинения, узкая специализация направлений, благодаря чему повышается качество работы, ответственность за определённый блок работ.
Минусы: если компания большая, то будут возникать сложности с контролем и коммуникацией между отделами.
Дивизионная модель
Структура компании строится по принципу группировки сотрудников вокруг какого-либо продукта. Такая модель подходит для промышленных предприятий, где производятся товары различных категорий.
Плюсы: простота управления, быстрота принятия решений, высокая производительность.
Минусы: нездоровая конкуренция между разными “дивизиями”, большой бюджет на рекламу для продвижения каждого продукта по отдельности, несогласованность в достижении общей цели компании.
Матричная модель
Это сложная модель, где каждый сотрудник может подчиняться сразу нескольким руководителям - перед каждым он отвечает за выполнение разных задач. Такая схема часто применяется крупными IT-компаниями, нацеленными на быстрое развитие. К основному плюсам такой модели относят эффективное использование человеческого ресурса.
Минусы: власть руководителей может быть не очень сильной, а низкий уровень контроля приводит к меньшей производительности.
Процессная модель
Одна из самых эффективных моделей организационной структуры, где компания рассматривается не как набор отделов и должностей, а в виде процессов, необходимых для достижения конкретной цели. Для каждого бизнес-процесса выделяется ответственный сотрудник, который отвечает за достижение конкретных целей.
Построение организационной структуры бизнеса
Выше мы разобрали, что собой представляет организационная структура бизнеса, зачем она нужна и какие модели существуют. Переходим к основной части нашей статьи - как построить структуру и с чего начать.
-
Определение стратегии. Чтобы построить организационную структуру, необходимо определить цели вашей компании, изучить рынок и конкурентов, выявить сильные и слабые стороны, сформировать подходящую стратегию развития и продвижения.
-
Определение ключевых бизнес-процессов. Производство, продажи, финансы, управленческий отдел, кадровая служба и т.д. Необходимы выявить процессы, без которых ваша компания не может существовать. Определите цели и задачи каждого бизнес-процесса.
-
Определение бизнес-ролей. После выявления ключевых бизнес-процессов необходимо определить бизнес-роли сотрудников, которые отвечают за реализацию данных бизнес-процессов. Какое количество сотрудников для каждого бизнес-процесса необходимо, каковы их функции, компетенции и отвестственности.
-
Взаимодействие. Каких образом сотрудники взаимодействуют друг с другом, каких правил и регламентов придерживаются, чтобы получить информацию из других отделов.
-
Согласование структуры. Утвердите готовую структуру с ключевыми сотрудниками вашей компании и зафиксируйте в официальных документах.
Важно: при создании организационной структуры следите за тем, чтобы не возникало дублирующих функций или избыточного количества уровней в компании. Не игнорируйте мнение людей, которые будут внедрять данную структуру и которые хорошо знают, как компания работает изнутри.
Итоги
Организационная структура бизнеса - фундамент вашего бизнеса. Если залить неподходящую марку цемента или не выдержать срок застывания, через некоторое время фундамент даст трещину, а дом разрушится.
Чтобы ничего подобного не произошло с вашим бизнесом, советуем вам нанять профессионалов, которые помогут выбрать подходящую и наиболее эффективную модель структуры, а также внедрить её в ваше предприятие.