Содержание
Критерии хорошего бизнес-наставника
Пошаговый алгоритм поиска “своего” бизнес-наставника
Чек-лист по проверке наставника на профессионализм
На сегодняшний день услуги бизнес-наставника являются достаточно распространенным предложением услуг. Также в среде предпринимателей есть запрос на поиск наставника.
Наши эксперты провели опрос среди участников бизнес-клубов (собственников бизнеса) о бизнес-наставничестве.
На вопросы зачем Вам нужен наставник и как вы представляете работу с наставником, основные ответы были следующие:
-
Чтобы подсветить правильную дорогу в развитии бизнеса;
-
Нужен человек, который подсветит шершавости и неровности, подскажет как можно было бы сделать по-другому и т.д.;
-
Наставник, как путеводная звезда;
-
Чтобы не проходить длинный путь, а получить успешный опыт;
-
Полезен взгляд со стороны;
-
Образ сотрудничества с наставником - путём задавания и ответов на вопросы находить мои ограничения в достижении целей и получение рекомендаций их преодоления. Именно для этого мне и нужен наставник;
-
Желательно наставник с моей сферы бизнеса. Чтобы увидеть свои точки роста и быстро без ошибок пройти тот путь, который он уже прошёл;
-
Критической взгляд со стороны опытного человека;
-
Чтобы самому не блуждать в потёмках.
Ответы участников отражают рациональный и психологический аспекты. К рациональному аспекту относится, конечно же, передача опыта - зачем с нуля “изобретать велосипед”, если технология уже описана и может быть в кратчайшие сроки передана и освоена. Психологический аспект проявляется во-первых, в человеческой поддержке на этапах развития бизнеса, в поддержке мотивации дальнейшего движения. Во-вторых, в раскрытии потенциала самого собственника и работа с ограничивающими убеждениями.
Немало тех, кто хочет быстрых результатов, забывая о том, что существуют естественные процессы, внедрение изменений в бизнес - процесс небыстрый.
Задавшись целью найти себе действительно грамотного и разбирающегося в сути бизнес-наставника возникает множество вопросов: где искать, как искать, среди кого искать, по каким критериям проводить оценку и как доверить себя и свой бизнес совершенно незнакомому человеку?
Критерии хорошего бизнес-наставника
Первое, что важно понимать - это то, что каждый предприниматель (руководитель, топ-менеджер) определяет самостоятельно те критерии, по которым он производит отбор кандидата в бизнес-наставники.
Наш опрос участников бизнес-клубов показал, что большинство ориентируется (или будут ориентироваться) на опыт, нишу бизнеса, уровень дохода наставника.
Желание скопировать готовый опыт очень часто не даёт никаких результатов. Почему? Да потому, что у бизнеса есть свои жизненные циклы, что хорошо в одном цикле, может быть плохо для другого. К примеру, внедрение CRM рассматривается, как способ организации работы и внедряется не вовремя, тогда, когда бизнес еще не созрел, процессы бизнеса не сформированы и не описаны.
Часто опытный бизнесмен, не вникая вглубь процессов, которые происходили или происходят в его бизнесе, может давать некорректные советы, неверно истолковывая причинно-следственную связь.
Поэтому мы предлагаем Вам рассмотреть критерии подбора наставника намного шире, чем опыт и доход.
Перечислим универсальные критерии действительно хорошего бизнес-наставника:
-
Имеет образовательные навыки. Повторимся, что экспертность бизнес-наставника на его профессиональном поприще не может подтверждаться только одним лишь опытом (наличие успешного бизнеса, длительный опыт непосредственно наставничества и т.д.). Для хорошего наставника важно глубоко разбираться в бизнес-процессах и иметь навыки (способности) доступно излагать и передавать свой опыт и свои знания. При этом не обязательно, чтобы у бизнес-наставника было специальное профессиональное образование. Это далеко не показатель, как показывает практика.
-
Постоянно делится своими навыками, знаниями и опытом на практических примерах. Бесконечное развитие в теории бессмысленно. Бизнес-наставник - это еще и бизнес-репетитор, бизнес-практик для предпринимателей. Например, бизнесмен и его наставник вместе моделируют ситуацию, в которой необходимо принять одно из двух верных решений. И наставник, как человек с опытом и соответствующими знаниями по теме, уже прошедший через схожую модель, подсказывает и приводит аргументы, которые подтверждают правильность одного или другого решения.
-
Работа на результат. Здесь всё просто: достижения бизнес-репетитора при работе не носят эфемерный и непонятный результат. Есть четкая корреляция: действия в соответствии с корректировками наставника - достижение запланированной цели.
-
Демонстрирует положительный опыт и позитивное отношение. Своим поведением бизнес-эксперт наглядно показывает, как быть более продуктивным в решении деловых задач. Показывает, что каждая проблема может быть переведена в задачу и разработан план действий. При этом эксперт не уходит в антинаучные теории, ведущие к пассивному опыту о “позитивности мышления”, “психологии богатства” и т.д.
-
Умеет быть рациональным. Если для повышения качества управления бизнесом требуется вывести подопечного из зоны комфорта, то здесь как раз место не для уговоров и увещеваний, а для чётких и твёрдых решений. Для наставника важно понимать специфику, психологию своего протеже и быть готовым принять трудные решения, если это приведет к необходимому результату.
Пример из жизни. В целях конфиденциальности настоящие названия и имена собственные не публикуются на портале. В конце 2019 г. финансовая компания “Север-групп”, специализирующаяся на продаже товаров собственного производства на маркетплейсах, расширила линейку продуктов и увеличила штат. Следом появились новые идеи, но четкого понимания, стоит ли их реализовывать, не было. Основатель “Север-групп” Юрий Самойленко обратился за помощью к известному предпринимателю, создателю бизнес-сервисов BtB-сегмента Ярославу Сумскому. Работа Сумского началась с того, что он поочередно организовал и провел интервью с командой Самойленко. Сумский задавал вопросы каждому — кто чем занимается, какие задачи выполняет и за что несет ответственность. Он также провел весь день с руководителем компании: наблюдал за его рабочей рутиной, смотрел за тем, как он организовывает время, задавал множество вопросов, в том числе и не касающихся деятельности предприятия. В итоге было принято решение о сокращении штатной численности сотрудников и некоторых подрядчиков. Это привело к снижению расходов “Север-групп” на более чем на 2 миллиона рублей. В дальнейшем сумма была инвестирована Юрием Самойленко в новый проект.
Какие выводы можно сделать из этого? Мало быть успешным и опытным бизнесменом, необходимо осознавать и понимать, что иногда стоит вовремя расставаться с теми элементами, которые сильно тормозят развитие компании. При этом собственнику нередко жалко людей и он способен найти оправдания и “ценность” каждого сотрудника. В такую ловушку часто попадают те, кто нанимает на работу друзей/родственников/знакомых и прочих приближенных лиц.
-
Обратная связь. Выполняя задачи под руководством своего эксперта по бизнесу, должен постоянно видеть не только их результат, но и оценку. Постоянная коммуникация обеспечивает взаимодействие и перманентный рост предпринимателя как профессионала-управленца.
-
Образец для подражания. Если смотря на своего наставника и оценивая его заслуги и профессиональный управленческий подход к бизнесу у предпринимателя появляется мысль из разряда: “А он крутой! Он может решить любую проблему”, то он точно сможет вдохновить своим примером и дать первичную мотивацию к действию.
-
Личная заинтересованность. Эксперт по бизнесу должен проявлять эмпатию к бизнесмену. Это признак заинтересованности и вовлеченности в проблему и ситуаци. Это проявляется как горе, так и в радости, т.е. наставник искренне радуется вашим успехам и также искренне переживает за него в случае неудач.
Где искать бизнес-наставника
-
В Интернете. Есть специализированные порталы, сайты и ресурсы, которые предлагают начинающим (и не только) предпринимателям и топ-менеджерам найти своего бизнес-репетитора (наставника).
-
Среди знакомых. Так называемое “сарафанное радио” - это проверенный годами способ поиска кого и чего угодно. Стоит проверить: поговорить с коллегами, знакомыми, родственниками. Вероятность того, что кто-то из них посоветует грамотного эксперта весьма высока.
-
Посещение специализированных мероприятий. Важно окружить себя людьми, которые будут способствовать развитию и поиску “своего” бизнес-наставника с более профессиональным управленческим опытом. Сейчас существует много бизнес-клубов, проводится различные мероприятия, где собираются предприниматели, к которым можно подойти и задать вопросы.
Пошаговый алгоритм поиска “своего” бизнес-наставника
1 шаг. Определить для себя наиболее значимые критерии выбора кандидата. Можно воспользоваться универсальными критериями, можно добавить/изменить что-то, что важно для каждого конкретного управленца.
2 шаг. Обозначить для себя результат и срок достижения желаемого результата. Абстрактность мышления в данном случае - не лучший помощник бизнесмена и руководителя. Стоит иметь конкретные представления о том, какой цели хочется достичь в итоге.
Вот некоторые ответы участников на вопрос - какие запросы вы хотели бы решить с наставником?
-
Создание команды и управление;
-
Прокачать дисциплину и проактивность, научиться распределять своё время и не выгорать;
-
Управленческие компетенции (знаний, навыков);
-
Систематизировать бизнес-процессы;
-
Делегирование, уход из операционки;
-
Не хватает дисциплины в собственной работе, прокрастинация, расфокусирование, стиль управления, отсутствие корпоративной культуры в коллективе и единого стремления к развитию как личному, так и фирмы в целом;
-
Не хватает опыта в управлении.
Очень часто к нам обращаются именно с такими общими запросами, а еще чаще запросы корректируются в процессе работы и меняют свой приоритет, а значит и фокус внимания собственника.
3 шаг. Использовать все три метода поиска. Для того, чтобы найти по-настоящему “своего” бизнес-эксперта не стоит жалеть времени и ограничиваться только одним из способов. Чем больше информации бизнесмен соберет, тем легче ему будет сделать свой правильный выбор.
4 шаг. Провести личные встречи с выбранными кандидатами. Первое впечатление, эмоциональный контакт играют немаловажную роль в установлении взаимопонимания с собеседником. Такая связь означает полное доверие в процессе взаимодействия в решении управленческих бизнес-задач. Но вместе с тем, не стоит забывать о том, что эмоции - это всего лишь набор химических взаимосвязей, а результат взаимодействия - это уже четко выраженный показатель.
Чек-лист по проверке наставника на профессионализм
Ранее было отмечено, что уровень квалификации, опыта и профессионализма - являются одними из важнейших критериев для оценки кандидатов на роль бизнес-наставника. Итак, по каким признакам можно понять, что предприниматель имеет дело с настоящим профессионалом своего дела:
- Профессионал не обещает “волшебную таблетку” от всех бед и проблем в управлении предприятием. Не существует никаких универсальных и стопроцентных решений бизнес-задач, которые подходят абсолютно каждому предприятию. Нет, всё действительно сугубо индивидуально. И профессиональный бизнес-наставник понимает это, принимает и учитывает при работе. Также наставник не берёт на себя всю ответственность за успех вашего сотрудничества, так как от готовности и действий собственника в большей степени зависит результат.
- Имеет подтвержденный и успешный опыт ведения собственных бизнес-проектов. Поговорка “сапожник без сапог” максимально точно описывает ситуацию. Доверять свой бизнес стоит только тому, кто имел опыт ведения собственного бизнеса или руководил предприятием, будучи наёмным специалистом, но это в любом случае должен быть подтвержденный практический опыт. С кем, как ни с другим бизнесменом предприниматель или руководитель будет ощущать полное взаимопонимание? А сапожникам без сапог доверять не стоит.
- Наличие инструментария в работе. Под инструментарием здесь стоит понимать образовательные навыки и способности наставника донести необходимую информацию до бизнесмена (топ-менеджера). Важно понимать, что наставник - это не просто эксперт по ведению бизнесу, а еще и человек, способный объяснить любую информацию так, чтобы его поняли.
- Адекватно и критически оценивает обстановку. От наставника-профессионала бизнесмен не должен слышать фразы в духе инфобизнеса: “думай по-богатому”, “думай только позитивно”, “посылай запросы во Вселенную, она тебя услышит, и сотрудники перестанут воровать у тебя перчатки со склада”. Это признак скорее инфоцыгана, чем профессионального бизнес-наставника.
- Послужной список. Наличие подтвержденных кейсов, реальных положительных отзывов, завершенных проектов свидетельствуют о том, что выбранный кандидат обладает признаками профессионального наставника, и с ним можно начинать работу.
Итоги
Решение начать сотрудничать с наставником - это одно из лучших решений для современного бизнесмена. Это деловой консультант, бизнес-репетитор и эксперт для бизнесменов и руководителей любого уровня.
Для более успешного поиска предлагаем определить одну из категорий бизнес-наставника, которая подойдет именно вам:
- Бизнес-наставник по нише. Опытный бизнесмен в вашей нише может поделиться своим опытом. В этой ситуации будет эффективно, если наставник недавно проходил этап (цикл бизнеса), который вам предстоит пройти. И не забывайте про другие критерии наставника (помимо его опыта).
- Бизнес-наставник как эксперт. Эксперт в определенном вопросе (маркетинг, финансы, продажи) может дать очень дельные советы, однако нужно помнить, что эти алгоритмы действовали в другом бизнесе, т.е. системе, и могут не работать у вас.
- Бизнес-наставник по управлению. Такой наставник поможет собрать ваш бизнес с точки зрения управления, научит мыслить системно и быстро определять причины и следствия в управлении. Бизнес - это прежде всего система бизнес-процессов, от того как они налажены зависит стабильность бизнеса и его доход. Для такого наставника не имеет значения ниша, в которой вы работаете, он глубоко понимает процессы управления и знает какой цикл компания сейчас проходит.
Записывайтесь на первую консультацию и узнайте, чем и как бизнес-наставник может помочь именно вашему бизнесу.