Бизнес-модель как система управления
Рассмотрим пять видов бизнеса, большинство из которых характерны для микро- и малого бизнеса.
1. Бизнес-схемы
Бизнес-схемы актуальны для молодых амбициозных людей, которые постоянно ищут возможности для быстрого заработка. Бизнес-схемы работают, пока не выросла конкуренция и клиенты не ушли к более качественным продуктам/услугам. Бизнес-схемы могут быть временными с постоянно увеличивающейся конкурентной средой. Ниши для бизнес-схем могут быть различными и зависят от многих факторов, таких как рынок, конкуренция, спрос на товары или услуги и т.д. Например, нишы для бизнес-схем могут включать в себя производство и продажу товаров, предоставление услуг, разработку и продажу программного обеспечения, создание и продвижение сайтов и т.д.
2. Бизнес на связях
С этим видом бизнеса всё понятно. Этот вид бизнеса также не является устойчивым, так как потеря “связи” грозит прекращением функционирования бизнеса.
3. Бизнес на харизме
Здесь нужно отметить, что каждый неопытный предприниматель начинает свой первый бизнес именно на харизме и лидерских качествах. Это очень хорошо для старта и некоторые предприниматели даже достигают определенных высот, только потому что умеют мотивировать и вдохновлять. Но стоит помнить, что качественный и количественный рост бизнеса возможен только с накоплением опыта и построением системы управления, которую возглавляет бизнесмен. Поэтому в таком виде бизнеса очень низкий потолок развития, для начинающих специалистов самое подходящее место. Как тенденция такие компании являются “инкубаторами” для хороших кадров, которые в свою очередь далее уходят в крупные компании с целью профессионального развития и дохода.
4. Своё Дело
Этот вид бизнеса похож на предыдущий, только, как правило, бизнесмен вдохновляет самого себя. Ему нравится выполнять большинство функций бизнеса, а с делегированием у него чаще всего проблемы и барьеры. “Лучше меня никто не сделает”, “быстрее сделать самому, чем объяснять кому-то” и другие распространённые фразы предпринимателя. В этом виде бизнеса нет развития (системы управления), так как не хватает доверия и коммуникации.
5. Бизнес, построенный на деловых навыках и системе
Вид бизнеса, который имеет перспективы масштабирования и имеет сформированный продукт бизнеса. Бизнес как организм (система) также имеет тенденцию к развитию и усложнению, поэтому важно развивать свои управленческие компетенции вместе с развитием бизнеса.
Это основные модели современного бизнеса с точки зрения системы управления. Самая надежная, способная к масштабированию бизнес-модель — пятая.
Бизнес, основанный на деловых навыках и системе, является одним из наиболее эффективных способов ведения бизнеса. Такой бизнес позволяет управлять всеми процессами и контролировать их, что обеспечивает высокую эффективность работы. Система управления в таком бизнесе строится на основе деловых навыков и знаний, что позволяет принимать правильные решения и достигать поставленных целей. Бизнес-процессы в данном случае чётко структурированы и оптимизированы, что позволяет снизить затраты и повысить качество продукции или услуг. Команда в таком бизнесе состоит из профессионалов, которые обладают необходимыми навыками и компетенциями для выполнения своих задач.
Организационная модель в бизнесе
Правильное определение ниши на рынке и выбор подходящей организационной модели позволяют создать продукты или услуги с высокой ценностью для потребителей и эффективно управлять ресурсами для достижения поставленных целей.
Бизнес-модель определяет то, каким образом ваша компания создаёт ценность, доставляет её клиентам и зарабатывает на этом.
Какой продукт и каким образом вы продаёте?
Каким образом вы обеспечиваете получение клиентом ценности вашего продукта?
Каким образом вы зарабатываете на ценностях вашего продукта?
Выбор ниши - это первый шаг в процессе создания бизнеса. После определения ниши необходимо разработать бизнес-модель, которая будет определять, как компания будет зарабатывать деньги и удовлетворять потребности своих клиентов. Отлаженная бизнес-модель необходима, чтобы все основные процессы были воспроизводимы и управляемы. Это позволит вам отслеживать результаты изменений, понимать, что делает компанию конкурентоспособной и как развивать бизнес с течением времени. Определение и выстраивание бизнес-модели в одной и той же нише представляет собой описание того, каким образом компания создаёт, предоставляет свой продукт своим клиентам. Она определяет основные элементы бизнеса, включая продукты или услуги, целевую аудиторию, каналы доставки, структуру доходов и затрат, ключевое партнёрство и ресурсы, а также конкурентное преимущество. Эффективная бизнес-модель должна быть согласована с деловыми навыками и компетенциями компании. Она должна учитывать уникальные особенности и возможности организации, а также взаимодействие с внешней средой, включая клиентов, конкурентов и других заинтересованных сторон. Она требует гибкости и адаптируемости, чтобы изменяться в соответствии с меняющимися требованиями рынка.
Например, в одной и той же нише могут быть разные организационные бизнес-модели:
Суши-бар: Бизнес-модель, ориентированная на продажу суши и напитков в небольшом уютном кафе.
Суши-ресторан: Бизнес-модель, направленная на приготовление и подачу разнообразных видов суши в красивом интерьере.
Суши-магазин: Бизнес-модель, специализирующаяся на продаже готовых наборов для приготовления суши дома.
Доставка суши: Бизнес-модель, основанная на доставке заказанных суши на дом или в офис.
Обучение приготовлению суши: Бизнес-модель, предлагающая курсы и мастер-классы по приготовлению различных видов суши.
Любая из этих организационных моделей будет работать эффективнее, если с точки зрения управления она работает как бизнес, построенный на деловых навыках и системе, когда имеются основные ключевые факторы:
– Определены чёткие цели и стратегии: цель бизнеса должна быть конкретной и измеримой, а стратегия должна быть направлена на достижение этой цели.
– Создана отлаженная организационная структура: бизнес должен иметь чёткую структуру, которая определяет оформленные бизнес-роли, функции и обязанности каждого сотрудника.
– Определены и разработаны продукты или услуги: бизнес должен предлагать продукты или услуги, которые удовлетворяют потребности клиентов.
– Маркетинг и продажи: бизнес должен использовать эффективные методы маркетинга и продаж для привлечения и удержания клиентов.
– Управление бизнес-процессами: бизнес должен управлять своими бизнес-процессами эффективно, чтобы обеспечить устойчивость и системность.
– Управление финансами: бизнес должен управлять своими финансами, чтобы обеспечить устойчивость прибыли.
– Развитие и обучение: бизнес должен постоянно развиваться и обучаться, чтобы оставаться конкурентоспособным на рынке.
Масштабируемость бизнес-модели
Модель бизнеса может быть масштабируемой и немасштабируемой. От этой характеристики зависит возможность увеличения дохода от бизнеса. Для понимания возможности масштабирования, необходимо проанализировать свою бизнес-модель. Без точного знания, как функционирует компания, трудно прогнозировать её рост и выбирать стратегию развития. Чтобы бизнес-модель можно было масштабировать, нужно строить её как систему.
Масштабирование бизнеса — это не спонтанная идея, а логичный этап развития компании. Существует несколько стратегий масштабирования:
1. Горизонтальная стратегия - это количественное увеличение, копирование бизнес-модели, например, открытие филиалов, разработка франшизы, развитие в смежных нишах.
2. Вертикальная интеграция - например, производство цифровой техники, когда компания контролирует всю цепочку создания стоимости от разработки продукта до производства и продажи своей продукции. Это позволяет компании сохранять высокую конкурентоспособность и получать максимальную прибыль от своих продуктов. Или например, если вы занимаетесь оборудованием для кофе-машин, можно предложить клиенту еще и кофе, что может значительно увеличить прибыль.
3. Изменение параметров бизнес-модели. Это может быть увеличение продуктовой линейки: новый товар или услуга, чтобы удовлетворить спрос и потребность клиентов, быстрее или дешевле конкурентов.
4. Новые партнёры. Их можно искать среди клиентов, конкурентов и поставщиков. Клиенты могут стать представителями бренда, формируя к нему положительное отношение и увеличивая узнаваемость, или дилерами. С поставщиками можно договориться, чтобы стать их дилером, продавая товар в розницу. С конкурентами можно стать партнёрами, запуская общие рекламные компании и передавая клиентов друг другу.
5. Использование инновационных технологий, уникальных знаний и опыта, патенты, лицензии, передовые методы, уникальные разработки и инновационные решения.
Существует множество видов бизнес-моделей, каждая из которых имеет свои особенности и подходит для разных типов бизнеса. Выбор подходящей бизнес-модели зависит от целей и возможностей компании, а также от рынка и потребностей клиентов.
Построить, масштабировать эффективно работающую бизнес-модель возможно за счет обучения и наставничества. Бизнес-наставник поможет избежать многих ошибок, когда своих знаний и опыта для организации стабильной модели системного бизнеса не хватает. Ценно будет получить урок от бизнес-наставника, ученики которого уже улучшили свои результаты в бизнесе. Наставник может поделиться с вами соображениями и опытом, но тем не менее последнее решение всё равно остаётся за вами. Одна из ролей Наставника в процессе обучения - дать знания, эмоциональную поддержку и помочь сделать анализ ситуации (отключить эмоции и не совершать ошибок).
Читайте также
Поделиться: