Если вы уже нашли бизнес-партнёра, то наши эксперты по бизнесу помогут вам составить Партнёрское соглашение
Если спросить любого из нас: «Кто такой партнёр и каким он должен быть?», большинство ответит – это напарник. Честный, ответственный, принципиальный, надежный.
В переводе с английского, «Partner» - участник любой совместной деятельности. Французы словом «partenaire» называли напарника по карточной игре, которому они могли доверять. Бизнес та же игра, время бежит, а правила в ней не меняются, в том числе и проблемы партнёрских отношений.
Согласно статистике, больше 70% новых компаний создаются на основе партнёрства, но первый год переживают только 30%, а спустя три года на плаву остаётся 10%.
Так почему же распадаются компании, в чем причина их недееспособности? На самом деле, проблем может быть много, но есть несколько общих. Зная их, возможно вам удастся избежать ошибок и сохранить партнёрские отношения на длительное время.
Противостояние личностей
Это первая, и одна из самых сложных для решения проблем партнёрства в бизнесе. Противостояния личностей требуют готовности идти навстречу и терпения с обеих сторон. Компаньоны - это, в первую очередь, люди. Здесь важно понимать, что все могут совершать ошибки. Нельзя копить годами недовольство или обиды.
Надо сразу говорить о проблемах, обсуждать их до тех пор, пока вас не услышат. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны или пригласите на переговоры независимого специалиста. Как только вы получите четкое определение разногласий, то найдете и пути их урегулирования. Напряжение уйдет, обиды забудутся, а взаимовыгодные партнёрские отношения останутся.
Партнёрское выгорание
В начале сотрудничества партнёры преисполнены оптимизма, у них много сил и энергии. Но ведение бизнеса — это тяжелый труд, который сопровождается стрессами и большим напряжением.
Партнёры выгорают, когда работают слишком много. Они не перегорят моментально, как лампочка, потому что люди разные, а рабочие нагрузки неравномерные. Когда кто-то перегорает, он обычно перестаёт работать. Его компаньон видит в этом не накопившуюся усталость, а нежелание трудиться.
Устранить выгорание на работе можно. Для этого надо еще на начальном этапе включить в партнёрское соглашение пункт по договоренностям на выходные и отпуск.
Оба компаньона имеют право взять тайм-аут в несколько дней или даже недель. Например, давать одному партнёру выходной каждый второй понедельник, а другому - каждую вторую пятницу. Таким образом, раз в пару недель получатся длинные выходные.
Людям необходим отдых. Надо планировать время вне бизнеса для всех партнёров.
Кстати, партнёр, который никогда не берет отпуск - катастрофа. Это не только вредно для здоровья, но и может спровоцировать основную проблему разрыва отношений – выгорание.
Поможем выявить проблемы в бизнес-отношениях. Предоставим бесплатную консультацию по выстраиванию партнёрских отношений
Неравномерная рабочая нагрузка
Когда один компаньон чувствует, что он делает намного больше работы или тратит на нее гораздо больше времени, чем другие - возникают проблемы партнёрских отношений. Их довольно сложно исправить без посторонней помощи.
Партнёр, который берет на себя больше всего работы, часто считает, что другие сознательно используют его. Хотя это далеко не так! Те, кто работают «меньше», уверены, что их напарник «предпочитает» работать больше или делает вещи, в которых нет необходимости.
Например, один постоянно мониторит аналитику, составляет таблицы и диаграммы, сравнивает их, анализирует. Другой же считает это бесполезным занятием, ему достаточно простого отчета.
Еще на неравномерность рабочих нагрузок влияет постоянный контроль со стороны партнёра. Часто можно услышать: “Да он мне ничего не разрешает!”. Отсутствие доверия и возможности самостоятельно принимать решения сильно “тормозит” работу.
Независимо от причины неравномерной нагрузки, зачастую все сводится к деньгам. Если партнёр выполняет больше работы, он обычно хочет больше зарплату.
Такие проблемы партнёрских отношений можно легко исправить. Здесь главное:
-
сбалансировать рабочие нагрузки,
-
распределить оплату в соответствии с нагрузками,
-
договориться о том, что нагрузки не всегда будут равномерными.
Часто простой разговор о проблемах успокаивает чувство обиды и несправедливости и сохраняет партнёрские отношения.
Включите этот вопрос в проект партнёрского соглашения, таким образом вы обеспечите основу для взаимопонимания.
Неравномерная оплата
Проблемы партнёрских отношений могут возникнуть и в том случае, когда один партнёр получает от общего бизнеса больше денег, чем другой. Их сложно решить, если в условиях партнёрского соглашения изначально не прописан пункт о денежной компенсации.
Соглашение о неравномерной компенсации? Да, очень часто один партнёр соглашается с тем, что другой выполняет больше работы и заслуживает больше денег. Чтобы не возникало недоразумений, надо сразу правильно сформулировать должностные инструкции и оплату, соответствующую этим должностям.
Например, один партнёр несет всю ответственность за управление бизнесом, в то время как другой служит главным образом «генератором идей». Можно согласиться с тем, что генеральный директор будет зарабатывает больше, чем другие.
Чтобы снять напряжение, надо объяснить партнёру, что зарплата начисляется в соответствии с занимаемой должностью.
Другими словами, генеральный директор зарабатывает больше, чем менеджер по маркетингу.
Разница в восприятии того, насколько успешно ведется бизнес
На первый взгляд, разногласия несущественны, но они могут стать причиной разрыва партнёрских отношений. Если один партнёр считает, что бизнес идет хорошо, а другой с ним не согласен, возникают проблемы по таким вопросам, как расширение предприятия, партнёрская оплата, зарплата сотрудников и распределение средств в счёт долга.
Чаще всего споры возникают, когда один из компаньонов хочет большей оплаты, а другой убежден, что на данном этапе бизнес не может себе этого позволить. Разногласия не в том, кто получает больше, а в возможностях платить.
Проблема решается путем более подробного раскрытия финансовых деталей. Когда партнёры вместе анализируют бизнес. В ходе такого совещания, они часто приходят к общему соглашению о его состоянии. Здесь важно учитывать индивидуальные различия. Например, один партнёр может быть намного более консервативным. Понимание этих различий снимает стресс и заставляет по-новому взглянуть на ситуацию.
Различия в видении бизнеса
Хотя предыдущие проблемы кажутся намного серьёзнее, чем эта - различия в видении бизнеса могут стать причиной разрыва партнёрства. Когда компаньоны расходятся во мнениях относительно путей развития и целей компании, все может быстро стать серьёзным.
Один планирует расширение на другие рынки, а второй доволен тем, что сохраняет статус-кво. Примирить такие разногласия довольно сложно, но возможно. Наибольшего успеха можно достичь, создавая подразделения в рамках своего бизнеса. Партнёр может возглавить расширение рынка и взять на себя полную ответственность за эту новую позицию. Или вы можете создать дочерний бизнес.
Иногда, если невозможно достичь согласия, лучше всего разделить бизнес. Самое оптимальное решение - создать две жизнеспособные организации, которые начинают с совместного использования ресурсов. Или, если ситуация ухудшится, начинайте переговоры о выкупе. Намного проще решить такие вопросы, когда они были проработаны еще при заключении партнёрского соглашения.
Когда у партнёров разные взгляды - это своего рода пороховая бочка. Никогда нельзя предугадать, когда напряжение достигнет точки невозврата и кто-то непременно захочет уйти. При первых признаках разногласий в видении будущего бизнеса важно, чтобы партнёры обсудили вопрос и пришли к соглашению о направлениях развития компании.
Мы проанализировали шесть самых распространенных проблем партнёрства, из-за которых люди разрывают даже многолетние отношения. Они не единственные, а просто самые частые. Моменты напряжения в партнёрских отношениях — это естественный процесс. Но то, как вы «разрулите» ситуацию, определит судьбу вашего бизнеса.
Рекомендуем выйти за рамки личного пространства и предлагаем помощь в решении проблемы. Нет, не посредничество, а продуктивную дискуссию с анализом ситуации и поиском оптимальных решений. Взгляд на проблему со стороны незаинтересованного в вашем бизнесе лица, часто оказывается самым верным. Вы увидите свои претензии под другим ракурсом и обязательно найдете компромиссные варианты. Вы должны сделать всё, чтобы оставить открытыми двери для партнёрских отношений в бизнесе.
Читать также
20 обязательных правил партнёрства для развития бизнеса
Как оформить партнёрское соглашение
Что должно быть в партнёрском соглашении
Поделиться: