Если вы уже нашли бизнес-партнёра, то наши эксперты по бизнесу помогут вам составить Партнёрское соглашение
Когда несколько партнёров планируют объединить свои усилия, знания, финансы для ведения общего бизнеса, здесь необходимо еще на начальном этапе придерживаться главных правил партнёрства. Лучше всего сразу заключить партнёрское соглашение, в котором подробно расписать все ситуации и вопросы, которые могут возникнуть в процессе работы, а также варианты их решения. Именно их соблюдение будет работать на развитие бизнеса и сохранение здоровых отношений.
-
Каждый партнёр в бизнесе - это в первую очередь Человек. Вы должны хорошо знать его сильные и слабые стороны и принимать таким какой он есть. Нет идеальных людей.
-
Необходимо четко осознавать конечную цель создания бизнеса (развивать проект, заработать денег, запустить проект и потом оставить на управление, продать бизнес после его роста, и т.д.). Разработайте и утвердите структуру владения бизнесом с формированием стратегических документов.
-
Точно определите, зачем вам партнёр по бизнесу и относитесь к нему уважительно, с максимальной степенью доверия. Распределите роли партнёров (финуправление, снабжение и реализация, реклама, работа с кадрами и другие). Каждый должен выполнять тот участок работы, в котором он профи. Если ваш жизненный принцип: «Хочешь, чтобы было сделано хорошо – делай сам», то партнёрство не для вас.
-
Партнёр имеет право и обязан влиять на стратегическое развитие бизнеса. Он должен принимать участие в управлении. Разработайте и утвердите механизмы решения вопросов, которые здесь могут возникнуть в будущем.
-
Не практикуйте устных договоренностей. Они должны быть согласованы с компаньонами и зафиксированы в письменном виде. Составьте партнёрское соглашение с личными подписями каждого из владельцев и пересматривайте его с утвержденной периодичностью.
-
Не переносите личные отношения в работу и, тем более, в бизнес.
-
Каждый из партнёров должен стремиться к профессиональному развитию. Нельзя долго оставаться на одном и том же уровне - это разрушает бизнес. Игровой момент - каким элементом машины является собственник (двигатель, коробка передач, бензин). Правильный ответ - водитель.
-
Каждый собственник должен быть эффективным в командной работе. Совместный бизнес должен приносить для каждого совладельца больше доходов, по сравнению с тем, если бы он работал один.
-
Партнёры по бизнесу должны чётко понимать вклад каждого, как финансовый, так и интеллектуальный, и признавать его справедливым. Все нужно фиксировать на бумаге.
-
Каждый из партнёров несет финансовую ответственность за убытки и потери совместного бизнеса в соответствии со своей долей участия, независимо от того, по чьей вине эти события наступили. Можно распределить ответственность по зонам влияния каждого партнёра - это тоже приемлемо, но обязательно надо это зафиксировать письменно. Такой подход позволяет сбалансировать риски и не будет тормозить развитие компании.
-
Финансовая отчетность должна быть “прозрачна” для всех компаньонов, независимо от доли участия. Обеспечьте чёткий и понятный владельческий контроль.
-
Составьте графики работы и отдыха партнёров. Согласуйте варианты замены на время отпуска или непредвиденных ситуаций.
-
Не накапливайте вопросы, которые приводят к разногласию или внутренней неудовлетворенности. Инициируйте их обсуждение и решение на Совете Собственников (стараться все итоги фиксировать на бумаге). Все недовольство работой друг друга высказывайте только на общем совете. Иные подходы приведут к разрыву партнёрства.
-
Принимайте обратную связь от партнёра без лишних эмоций, а как желание сделать партнёрские отношения более конструктивными, а бизнес более эффективным.
-
Критикуйте решения и действия партнёра аргументированно и только в том случае, когда есть что предложить взамен.
-
Не обсуждайте с другими бизнесменами стратегические вопросы по развитию компании без участия своих партнёров.
-
Личные отношения и деловая репутация – это приоритетные ценности. Если есть риск их разрыва, то рекомендуется прекратить бизнес, но сохранить их.
-
Чётко разделяйте роли владельца бизнеса и человека, который одновременно с этим управляет компанией. Владелец - стратег, управленец - тактик. У одного ответственность за краткосрочные, у другого - за долгосрочные задачи. (Продажи и маркетинг).
-
Не вмешивайтесь в управление через “голову” Генерального директора, независимо от того, является ли он одним из совладельцев или наемным сотрудником.
-
В совместном бизнесе не должно быть родственников или близких друзей (или же могут быть родственники или друзья, но сразу определите на каких условиях это возможно). Все это должно быть согласовано на самом начальном этапе.
Помните слова Джона Рокфеллера: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе».
Читать также
Как оформить партнёрское соглашение
Суть партнёрского соглашения, его содержание и оформление
Поможем выявить проблемы в бизнес-отношениях. Предоставим бесплатную консультацию по выстраиванию партнёрских отношений