- Ваш бизнес уже долгое время стоит на месте, доход компании не растет, поток клиентов не увеличивается, персонал не замотивирован?
- У вас нет времени на разработку стратегии, потому что вы заняты «текучкой».
- Вы не можете уехать даже на неделю, поскольку бизнес требует вашего личного присутствия.
«Если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай сам»
Как часто вы руководствуетесь этой фразой? Вы боитесь доверить свои дела подчиненным, но посчитайте, во сколько вам это обойдется? Ведь ваше время стоит гораздо больше.
Когда человек качественно выполняет свою работу, он — производитель. В единицу времени он способен произвести единицу результата. Эффективный руководитель не может быть «производителем». Его время стоит гораздо дороже. Задача руководителя — производить в единицу времени несколько десятков, а то и сотен единиц результата.
Ваша работа – управлять, а не делать самостоятельно
Руководитель — это человек, способный выполнять работу руками других людей. В первую очередь, он должен уметь максимально эффективно организовать работу сотрудников, распределяя между ними конкретные задачи, которые приведут к достижению цели.
Пока вы сами работаете в «своем бизнесе», а не «над» ним, ваш бизнес не будет расти. Вы, как руководитель, должны заниматься стратегическими задачами, которые будут двигать бизнес вперед, а не заниматься текучкой и рутиной. Никакой, даже самый способный руководитель не в состоянии выполнить всю работу один.
И выход здесь всего один: научиться делегировать.
О делегировании
Делегирование — это основной инструмент работы эффективного руководителя. За счет правильного делегирования, вы увеличите прибыль компании и освободите свое время для того, чтобы заниматься более важными и первостепенными задачами.
Эффективность делегирования зависит от ряда условий. Одним из важнейших является наличие компетентных подчиненных, способных самостоятельно решать делегированные им задачи.
В свою очередь руководитель должен уметь чётко формулировать задачи, принимать решения, обладать определенным уровнем эмоционального интеллекта, владеть методиками мотивирования подчиненных.
Делегирование полномочий позволяет руководителю передавать решение менее значимых задач подчиненным, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль результатов, общее управление организационной системой.
Различают две основные модели управления делегированием полномочий:
-
Делегирование задач. Перед подчиненными ставятся конкретные задачи, которые должны быть выполнены самостоятельно в оговорённый срок. Руководитель при этом сохраняет за собой ответственность и осуществление контроля за выполняемой задачей.
-
Делегирование ответственности. Подчиненному предоставляется свобода в поиске путей решения задач, а также возможность самостоятельно принимать решения и определять круг лиц, с которыми они могут контактировать, минуя непосредственного руководителя.
Вам необходимо применять делегирование, если вы:
-
хотите продолжать развивать бизнес и увеличивать доход;
-
вы понимаете, что ваш бизнес или ваша работа больше не приносит вам удовольствия, ведь это – постоянная перезагруженность, стресс и головная боль.
Делегирование ответственности
Вот что рассказывал о правильном делегировании Стивен Кови, американский консультант по вопросам руководства, автор известной книги «Семь навыков высокоэффективных людей»:
В семье Кови было принято совместно обсуждать цели на каждый год. Стивену было важно, чтобы каждый из членов семьи чувствовал свою значимость и принимал непосредственное участие в достижении этих целей. Семилетнему сыну было поручено следить за лужайкой перед домом. Раньше этим всегда занимался его отец, поэтому тот совсем не имел представления, как это делать. “Чтобы наш дворик всегда был зеленым, я бы включил разбрызгиватели, — проинструктировал сына Стивен, — но ты можешь воспользоваться ведрами или шлангом. Это не имеет значения. Важно, чтобы цвет был зеленым, а сам газон чистым”. После этого он прошелся вместе с сыном по одной половине дворика. Они вместе собрали мусор, и отец наглядно показал, что именно понимать под “чистотой”. Также он пояснил сыну, что он не будет следить за ним, ведь теперь руководство двориком полностью передано ему, а значит, тот должен выполнять её на доверии, в первую очередь, проверяя сам себя, как настоящий босс. Стоит ли говорить, что с того момента дворик всегда находился в идеальном состоянии без лишних напоминаний, а сын гордо упоминал о правильном выполнении порученных ему обязанностей.
К чему эта поучительная история? Она наглядно показывает важнейшие принципы делегирования. Руководителю, осуществляющему процесс делегирования, важно понимать, что существует так называемые «делегирование исполнения» и «делегирование руководства».
В первом случае человек просто занимается делегированием деятельности — он описывает, КАК нужно выполнить работу. Во втором же случае исполнителю делегируется ответственность, ему говорят, что необходимо получить в результате, который он сам же и проверит.
Принципиальная разница заключается в том, что получая власть, свободу действий и видя доверие со стороны руководителя, человек с удовольствие выполняет поставленные перед ним задачи.
“Разделение труда — ключ к эффективному управлению. Эффективное делегирование — высший вид эффективной человеческой деятельности.” Стивен Кови.
Прекратите взваливать на себя обязанности всех сотрудников компании. Научитесь эффективному делегированию полномочий.
Плюсы делегирования
-
Делегирование полномочий может быть методом обучения подающих надежды сотрудников и формирования из них кадрового резерва.
-
Делегирование позволяет руководителю высвободить время и силы для того, чтобы заняться самыми важными, первостепенными и перспективными задачами.
-
Делегирование может использоваться как прием изучения коллектива и отдельных подчиненных. Поручая своим сотрудникам те или иные управленческие работы, руководитель дает им шанс проявить свои способности.
-
Подчиненный может сделать данную работу лучше начальника.
Нет ничего парадоксального или противоестественного в том, что руководитель в каких-то узких областях слабее специалиста. -
Делегирование при умелом поведении начальника воспринимается подчиненными как особое доверие.
-
В этом случае срабатывает «эффект доверия начальника». Человек, которому доверяют и на которого надеется начальник, во многих случаях готов на многое, лишь бы «не ударить в грязь лицом».
Таким образом, руководитель делегирует свои полномочия не для того, чтобы снять с себя ответственность, а для того, чтобы разделить управленческую группу дел, что позволяет значительно повысить эффективность работы. Делегирование - это не про то, чтобы разово поставить задачу сотруднику и уже считаться опытным в делегировании руководителем. Это непрерывный процесс, который требует постоянного улучшения и адаптации к изменяющимся обстоятельствам.
Наша Ассоциация имеет огромный практический опыт обучения управленцев грамотному делегированию .
Чему мы научим?
- Научим безболезненно и без потери качества делегировать «текучку», избавив вас от самых простых и мелких задач. Затем постепенно научим делегировать и управленческие задачи.
- Поможем найти людей, которые будут помогать в управлении. Подберем компетентных бизнес-ассистентов, топ-менеджеров, руководителей направлений.
- Поможем определить уровень исполнителей и правильно распределить между ними задачи.
- Научим чётко формулировать задачу для исполнителей и ожидаемый конкретный результат. Задачи делегируем целиком.
При поступлении задачи вы будете автоматически думать, не когда её сделать и не как включить в текущий график, а КОМУ делегировать!
Вы научитесь работать «над» бизнесом: строить системы, находить лучших людей и реализовывать серьезные проекты. Вы будете работать меньше, а успевать больше, перестав тратить свое время на ненужные действия.