
Пройдите диагностику — заполните опросник и получите рекомендации по выстраиванию HR-процессов в вашей компании.
Профессиональные рекрутеры из команды Ассоциации Бизнес-Репетитор заменят целый hr-отдел на согласованный промежуток времени. Рассказываем, что это за специальность и почему полезнее делегировать работу с персоналом, если вы — руководитель компании.
![]() Пройдите диагностику — заполните опросник и получите рекомендации по выстраиванию HR-процессов в вашей компании. |
В последнее время появилось много материалов о профессиях будущего и специальностях, которые скоро исчезнут. SkillFactory даже выпустили календарь устаревших профессий: бухгалтер, дизайнер, журналист. Среди этих профессий нет HR: специальность сильно продвинулась, и первое, что делают всё больше компаний — нанимают специалиста по персоналу.
HR-generalist — это универсальный сотрудник, который берёт на себя всю работу с персоналом, от найма до разработки внутренних документов. По сути, это весь HR-отдел в одном лице. Обычно это единственный специалист по персоналу в компании: у него нет команды эйчаров, генералист — и эксперт, и исполнитель, и бизнес-партнёр.
HR генералист отвечает сразу за несколько направлений. В разных компаниях обязанности могут отличаться: где-то HR только закрывает вакансии, в других компаниях это полноценный бизнес-партнёр, помощник CEO и эксперт в трудовых отношениях.
Подбирать персонал. Сюда входит рекрутинг от и до: разработка вакансий, поиск кандидатов, проведение собеседований, составление предложений о работе и ведение отчётности, чтобы всё было по закону. HR отвечает и за нестандартные моменты найма: например, как оформить сотрудника, если он нерезидент РФ.
Адаптировать новичков и обучать сотрудников. Кроме введения новичков в компанию, HR генералист обучает и руководителей: правильно давать обратную связь, назначать повышение, работать с конфликтами интересов. Например, управлять ситуацией вроде романтических отношений маркетолога и дизайнера без ущерба и компании, и самих сотрудников.
Составлять программы и проводить тренинги. В каждой компании есть корпоративная культура. Если она не зафиксирована официально, HR генералист это исправит: поможет записать всё в регламентах, внедрить их в команду и следить за соблюдением.
Решать проблемы. В условиях новой этики это важный пункт. HR возьмёт на себя расследование должностных преступлений, дискриминаций и домогательств, если вдруг такие случатся. Он изучит ситуацию и посоветует руководству, как поступить. Этот пункт — причина, по которой HR генералист должен хорошо разбираться в законах.
Ещё сюда можно отнести переговоры с сотрудниками. Например, если команда не довольна рабочим графиком, HR выступает посредником между коллективом и директором, и помогает найти компромисс.
Консультировать руководство. В этой роли HR генералист — стратег. Он помогает планировать преемственность: вместе с директором решает, кого лучше поставить на руководящую должность, если тот уйдёт, и разрабатывает план на этот случай.
Ещё HR помогает освежить структуру в компании. Например, если директор видит, что традиционная иерархическая структура должностей устарела, HR поможет подобрать новую, более «плоскую».
Эйчар освобождает CEO от ненужной работы:
Полностью организует работу с персоналом. Анализирует бизнес, изучает внутреннюю кухню и подстраивает работу с сотрудниками под конкретную компанию.
Уменьшает текучку. Кажется, главная проблема определённых видов бизнеса, к примеру, общепита. В некоторых компаниях другая проблема: кандидаты уходят после испытательного срока. HR генералист исправляет это: грамотно организует адаптацию нового сотрудника в компанию, без давления и лишнего стресса.
Стандартизирует процессы. То есть приводит процессы по найму и работу с кадрами к чёткой структуре. Например, разрабатывает программы, документы и шаблоны, которые потом легко взять и использовать. Даже если этот HR уйдёт из компании, у владельца не возникнет проблем с работой.
![]() |
Получить консультацию
|
1. Формировать рабочие места и разрабатывать бизнес-процессы
По сути это общение с руководителем и сбор информации. 1-3 раза в неделю HR-generalist общается с руководством компании о новых рабочих местах, собирает и структурирует всю информацию в документе. Кроме того, эйчар должен заранее убедить руководителя каждый день записывать новую информацию в этот документ: к примеру, если к вакансии Python-разработчика прибавили пару обязанностей или пересмотрели зарплату.
Обязанности сотрудника: что должен сделать |
Результат работы: что хотим получить в итоге |
Задачи на день |
Условия: что нужно от компании, чтобы сотрудник смог выполнить работу |
---|---|---|---|
Продажи: сейлзы и руководители групп |
|||
Подготовка к рабочему дню |
|
|
|
Консультация клиентов |
|
|
|
Пример описания рабочих мест и бизнес-процессов от ассоциации «Бизнес-репетитор».
Разработка бизнес-процессов означает, что HR изучает устройство бизнеса: фиксирует процессы, продукты компании, нормативы, прописывает навыки, задачи, зону ответственности и бюджет для каждой должности, и распределяет рабочие места по категориям: маркетинг, производство и так далее.
2. Создаёт инструкции и программы для сотрудниковВот что входит в этот пункт:
Программа адаптации сотрудника. Первый рабочий день: туду-лист | |
---|---|
✔ | Назначить команде утренний кофебрейк и представить нового сотрудника |
✔ | Запросить у комплаенс доступ к рабочим документам и программам. Доступ дать на рабочую почту — её заранее зарегистрировать на сотрудника |
|
Добавить в рабочие чаты в Слаке и Телеграме |
|
Выделить добавочный код к рабочему телефону |
|
Оборудовать рабочее место |
|
Помочь составить план на неделю в Ноушене |
Пример программы адаптации от ассоциации «Бизнес-репетитор»
3. Составляет вакансии и подбирает кандидатов
Далее HR генералист прописывает подробности вакансии: обязанности, предложения, тестовое задание, требования к сопроводительному письму. Всё это нужно согласовать с руководителем, разместить на профильных сервисах, а потом посмотреть отклики.
Когда эйчар отберёт подходящие отклики, он передаёт их директору, а тот решает, кого позвать на собеседование. На этапе собеседования HR генералист тоже участвует: обсуждает кандидата с директором, даёт советы, а если кандидат не подошёл, рассказывает, чего не хватило для работы на этой должности. На этом этапе HR генералист выступает экспертом и советчиком для руководства.
4. Анализирует работу команды и предлагает решения
Здесь — про возможную текучку в команде и о том, как монетизировать все эти внутренние документы и редполитики. HR генералист оценивает картину в целом и рассказывает заказчику, как решить проблему или повысить эффективность компании. Обычно это оценка тенденций и повторяющихся случаев.
HR видит, что пять человек ушли с должности дизайнера после испытательного срока. При этом на других должностях и подразделениях всё в порядке.
Он анализирует ситуацию на рабочем месте — может, это просто совпадение, но вдруг окажется, что у шеф-дизайнера проблемы с контролем эмоций или он недостаточно компетентен. Все наблюдения HR генералист записывает, относит руководству и советует, что с этим делать.
Ассоциация «Бизнес-репетитор» поможет с подбором и адаптацией сотрудников, пропишет должностные инструкции, выполнит функции HR дженералиста. Один человек вместо команды рекрутеров.
Наш специалист заменит кадрового директора или менеджера. Он возьмёт на себя вопросы по работе с командой: подберёт сотрудников на разные должности, разработает программы поощрения. Ещё обучаем помощников руководителей и проводим ассессмент.
Затрудняетесь в выборе программы?
Позвоните нам. Мы проконсультируем вас